Законопроект: усиление защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних

Print Friendly

Актуальность проблемы недостаточной защищенности детей от насильственных преступлений, в особенности от преступлений против их половой неприкосновенности, в настоящее время является чрезвычайной. Действующее законодательство Российской Федерации не обеспечивает должной защиты детей, в том числе уголовно-правовыми мерами.

Законопроект: усиление защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних

Вносится членами Совета Федерации

Е.Г. Тарло, Н.В. Косаревым

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних

Статья 1

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,  1996, № 25, ст. 2954; 2003, № 50,  ст. 4848; 2006, № 31, ст. 3452; 2007, № 49, ст. 6079; 2008, № 15, ст. 1444; № 52, ст. 6235; 2009, № 52, ст. 6453; 2010, № 19, ст. 2289; № 27, ст. 3431; № 30, ст. 3986; 2011, № 11, ст. 1495) следующие изменения:

1) в статье 53:

а) часть первую после слов «осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы» дополнить словами
«, а также в виде ограничения на выбор места пребывания и места жительства»;

б) часть вторую дополнить предложениями следующего содержания: «За совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных частью четвертой статьи 131 ,частью четвертой статьи 132, частями второй, третьей и четвертой статьи 134, частями второй, третьей и четвертой статьи 135, частью 4 статьи 240, частью третьей статьи 241 настоящего Кодекса, в качестве дополнительного наказания назначается ограничение свободы на срок от десяти до двадцати лет в виде ограничения на выбор места пребывания и места жительства, запрета посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования или субъекта Российской Федерации, а также выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы. Перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых допускается проживание лиц,  отбывающих наказание в виде ограничения свободы, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, определяется Правительством Российской Федерации.»;

2) в статье 79:

а) в пункте «г» части третьей слова «преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также за» исключить;

б) дополнить новой частью восьмой следующего содержания:

«8. Условно-досрочное освобождение не может быть применено в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.»;

3) в статье 80:

а) в абзаце пятом части второй слова «против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений» исключить;

б) дополнить новой частью четвертой следующего содержания:

«4. Замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания не может быть применена в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.»;

4) часть четвертую статьи 83 изложить в следующей редакции:

«4. К лицам, осужденным за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, против мира и безопасности человечества, предусмотренных статьями 353, 356, 357 и 358 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.»;

5) часть шестую статьи 86 изложить в следующей редакции:

«6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, если иное не установлено федеральным законом в отношении определенных составов преступлений»;

6) в пункте «в» части второй, пункте «б» части третьей, пункте «б» части четвертой статьи 131 слова «на срок до двух лет» заменить словами «на срок от десяти до двадцати лет»;

7) в пункте «в» части второй, пункте «б» части третьей, пункте «б» части четвертой статьи 132 слова «на срок до двух лет» заменить словами «на срок от десяти до двадцати лет»;

8) в частях второй, третьей и четвертой статьи 134 слова «на срок до двух лет» заменить словами «на срок от десяти до двадцати лет»;

9) в частях второй, третьей и четвертой статьи 135 слова «на срок до двух лет» заменить словами «на срок от десяти до двадцати лет»;

10) в статье 240:

а) в частях второй и третьей слова «на срок до двух лет» заменить словами «на срок от десяти до двадцати лет»;

б) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, -

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от десяти до двадцати лет.»;

11) в статье 241:

а) абзац пятый части второй изложить в следующей редакции:

«наказываются лишением свободы на срок от трех до восьми лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок на срок от десяти до двадцати лет либо без такового.»;

б) абзац второй части третьей изложить в следующей редакции:

«наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двадцати лет или без такового и с ограничением свободы на срок от десяти до двадцати лет.».

Статья 2

Внести в статью 8 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 32, ст. 1227; Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3420) следующие изменения:

1)    дополнить абзацем восьмым следующего содержания:

«по приговору суда.»;

2)    дополнить частью второй следующего содержания:

«Гражданин, отбывший по приговору суда наказание в виде лишения свободы за преступление (преступления) против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не вправе выбирать в качестве своего места пребывания или места жительства населенный пункт (населенные пункты), в котором (в которых) он совершил указанное преступление (указанные преступления)».

Статья 3

Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2003, N 50, ст. 4847; 2004, N 45, ст. 4379; 2005, N 14, ст. 1213) следующие изменения:

1) часть третью статьи 78 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации дополнить пунктом «е» следующего содержания:

«е) осужденные к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних.»;

2) часть вторую статьи 122 дополнить предложением следующего содержания: «Осужденные к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних не могут быть переведены в облегченные условия.»;

3) статью 183 дополнить предложениями вторым и третьим следующего содержания: «Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, осуществляется формирование и ведение единого банка данных о лицах, совершивших преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних. Порядок формирования, ведения, а также использования указанного банка информации устанавливается Правительством Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

*****

Другие законопроекты:

- усиление ответственности за пропаганду наркотиков;

- обеспечение социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений.

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений в
Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные
акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних»

Проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних» подготовлен в целях повышения эффективности государственной политики по защите детей от преступных посягательств в отношении них.

Актуальность проблемы недостаточной защищенности детей от насильственных преступлений, в особенности от преступлений против их половой неприкосновенности, в настоящее время является чрезвычайной.

Действующее законодательство Российской Федерации  не обеспечивает должной защиты детей, в том числе уголовно-правовыми мерами, от  преступлений против их половой неприкосновенности.

Данным законопроектом в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», которыми предусматривается:

1) установление за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренных ч. 4 ст. 131, ч. 4 ст. 132, ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 134,  ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 135, ч. 4 ст. 240, ч. 3 ст. 241 УК РФ,  в качестве дополнительного наказания ограничения свободы на срок от десяти до двадцати лет в виде ограничения на выбор места жительства и места пребывания, запрета посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования или субъекта Российской Федерации, а также выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования без согласия специализированного государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы (п/п. «а» и «б» п.1. ст.1 проекта). Также устанавливается перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых допускается проживание лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, которые отбыли наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, определяется Правительством Российской Федерации.

Для сравнения: в настоящее время статьями 131, 132, 134, 135, 240 и 241 Уголовного кодекса РФ предусматривается применение за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних меры наказания в виде ограничения свободы на срок до двух лет, что представляется совершенно  мизерной и неадекватной мерой, учитывая высокий процент рецидивов по данным преступлениям против детей;

2) установление запрета применения условно-досрочного освобождения в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (поправка в статью 79 УК РФ);

3) установление запрета возможной замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних (поправка в ст. 80 УК РФ);

4) установление запрета на освобождение лиц, осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в установленные законом сроки со дня вступления его в законную силу (десять лет при осуждении за тяжкое преступление; пятнадцать лет при осуждении за особо тяжкое преступление);

5) введение нового квалифицированного состава преступления в
статье 240 Уголовного кодекса РФ «Вовлечение в занятие проституцией» (новая часть четвертая), предусматривающего за совершение этого преступления в отношение лица, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, повышенные по сравнению с действующими санкции, а именно — лишение свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (в действующей части третьей статьи 240 — от трех до восьми лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до десяти лет;

6) повышение мер ответственности за организацию занятия проституцией (ст. 241 УК РФ), в случае если такое преступление совершено с использованием для занятия проституцией заведомо несовершеннолетних и лиц, заведомо не достигших четырнадцатилетнего возраста;

7) установление запрета на перевод из исправительной колонии в колонию-поселение лиц, осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, в случае их положительной характеристики со стороны администрации исправительного учреждения (поправка в ст. 78 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

8) установление запрета на перевод лиц, осужденных к лишению свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, отбывающих наказание в  Исправительных колониях строгого режима, в облегченные условия отбывания наказания (поправка в ст. 122 Уголовно-исполнительного кодекса РФ);

9) установление запрета гражданину, отбывшему по приговору суда наказание в виде лишения свободы за преступление (преступления) против половой неприкосновенности несовершеннолетних, выбирать в качестве своего места пребывания или места жительства населенный пункт, в котором он совершил указанное преступление (преступления) (дополнение в статью 8 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).

Принципиально важным нововведением законопроекта является введение новой разновидности наказания в рамках наказания в виде ограничения свободы, а именно – ограничение права граждан на выбор места пребывания и жительства на срок от 10 до 20 лет. Эту меру наказания предлагается применять в качестве дополнительной меры наказания (вместо действующей в настоящее время меры в виде ограничения свободы на срок до двух лет) за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, предусмотренные ч. 4 ст. 131, ч. 4 ст. 132, ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 134, ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 135, ч. 4 ст. 240, ч. 3 ст. 241 УК РФ. Данная мера наказания направлена на повышение защиты детей и общества в целом от лиц, осужденных за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, отбывших основное наказание в виде лишения свободы.

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие
законодательные акты Российской Федерации в целях усиления
защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних» в части совершенствования уголовно-правовых мер и уголовно-исполнительных мер, направленных на защиту несовершеннолетних от преступлений против их половой неприкосновенности, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием
федерального закона «О внесении изменений
в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие
законодательные акты Российской Федерации в целях усиления
защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Российской Федерации.

 

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Члену Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

Е.Г. Тарло

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

На проект федерального закона «О внесении изменений

В Уголовный кодекс Российской Федерации и другие

Законодательные акты Российской Федерации в целях усиления защиты

Половой неприкосновенности несовершеннолетних»

Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и пунктом «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

В целях усиления защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних законопроектом предлагается в Уголовный кодекс Российской Федерации внести изменения, предусматривающие, в частности, установление запрета на применение условно-досрочного освобождения и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, неприменения к осужденным за совершение указанных преступлений лицам сроков давности, повышение мер ответственности за организацию занятия проституцией, введение в рамках уголовного наказания в виде ограничения свободы – ограничения права граждан на выбор места пребывания и жительства на срок от 10 до 20 лет.

Поддерживая в целом концепцию законопроекта, направленного на усиление ответственности за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, полагаем необходимым высказать следующие замечания.

Представленным законопроектом в статью 53 УК РФ предлагается внести изменения, согласно которым за совершение отдельных преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних лицам, их совершившим, в качестве дополнительного наказания может быть назначено ограничение свободы на срок от 10 до 20 лет, в том числе в виде ограничения на выбор места пребывания и места жительства.Перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых допускается проживание лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, согласно проекту определяется Правительством Российской Федерации.

По нашему мнению, идея авторов проекта об ограничении осужденного за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних в праве выбора места пребывания или мета проживания выражена в предлагаемых проектом дополнениях и изменениях неудачно с точки зрения законодательной техники. Представляется, что исходя из существа ограничений и его сроков, указанная норма не вполне вписывается в положения статьи 53 УК РФ, а могла быть изложена в качестве самостоятельной статьи, например, 531. Полагает также, что при реализации на рактике статья 53 УК РФ в редакции законопроекта вызовет трудности организационного характера, связанные с исполнением этого вида наказания. В частности, возникнут вопросы по определению субъекта Российской Федерации, в котором допускается проживание осужденного, о возмещении расходов, связанных с его перемещением в другой субъект Российской Федерации, об обеспечении такого лица жильем и т.п.

Кроме того, принимая во внимание, что законопроект предусматривает, по сути, новый вид уголовного наказания, связанный с существенным ограничением конституционных прав граждан на свободу места пребывания или места жительства на длительные сроки, полагаем, что такие предложения нуждаются в более глубокой проработке и обосновании. Пояснительная записка к законопроекту каких-либо убедительных доводов на этот счет не содержит.

Предложение о внесении изменений в статьи 79 и 80 УК РФ, предусматривающих лишение лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, права на условно-досрочное освобождение и права на замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания, подготовлено авторами проекта без учета положений части 3 статьи 50 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11 июля 2006 года № 406-О по жалобе гражданина Груздева Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 79 УК Российской Федерации и частью третьей статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации указал, что «Конституция Российской Федерации, ее статья 50 (часть3), закрепляет право каждого осужденного за преступление обращаться с просьбой о помиловании или осмягчении наказания. Это право, будучи непосредственным выражением конституционных принципов уважения, достоинства личности, гуманизма и справедливости, предполагает для каждого осужденного – независимо от характера преступления, за которое он был осужден, назначенного наказания и условий его исполнения – возможность добиваться смягчения своей участи, в том числе в судебном порядке, вплоть до полного снятия всех ограничений в правах и свободах, которые являются правовыми последствиями его осуждения на основе вступившего в законную силу приговора.

В развитие названного конституционного права статьей 79 УК Российской Федерации устанавливается, что суд может освободить лицо, отбывшее указанную в законе часть назначенного по приговору наказания в виде лишения свободы, в том числе пожизненного, условно-досрочно, если признает, что для своего исправления данное лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания».

Предлагаемое проектом изменение в статью 83 УК РФ в части установления запрета на освобождение лиц, осужденных за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в установленные законом сроки, по нашему мнению, не согласуется с принципом справедливости, закрепленном в статье 6 УК РФ.

Исключением из общего правила являются преступления против мира и безопасности человечества. Положение о том, что сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 353, 356. 357 и 358 УК РФ, введено в Уголовный кодекс Российской Федерации в силу норм международного права – статьи 1 Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества (г. Нью-Йорк, 26 ноября 1968 г.). Таким образом, по нашему мнению, при решении вопроса о применимости сроков давности следует исходить из характера и степени общественной опасности совершенных деяний, совокупности принципов уголовного права и принятых на себя Российской Федерацией международных обязательств.

Положение части шестой статьи 86 УК РФ в редации проекта не отвечает принципу законности, предусмотренному в статье 3 УК РФ, в соответствии с которым преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только в Уголовном кодексе Российской Федерации.

На основании изложенного проект федерального закона в части внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в представленной редакции не поддерживается.

А.Я. Петроченков