Законопроект: обеспечение социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений

Print Friendly

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений» подготовлен в целях повышения эффективности государственной политики по защите прав детей, пострадавших от преступлений против их здоровья и половой неприкосновенности.

Законопроект: обеспечение социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений

Вносится членами Совета Федерации

Е.Г. Тарло, Н.В. Косаревым

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в целях обеспечения социальной

реабилитации детей, пострадавших от преступлений

Статья 1

Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004,  № 35, ст. 3607) дополнить статьями 151 – 154 следующего содержания:

«Статья 151Защита детей и помощь детям, пострадавшим от  преступлений

1. Государство обеспечивает защиту и помощь ребенку, пострадавшему от насильственного преступления (далее – ребенок, пострадавший от преступления), с момента выявления факта совершения в отношении него насильственного преступления и до полной социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка.

2. В целях обеспечения защиты прав ребенка государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, и другие организации, располагающие информацией о местонахождении ребенка, пострадавшего от преступления, обязаны незамедлительно проинформировать об этом родителей (законных представителей) ребенка, органы опеки и попечительства, а также полицию.

3. Ребенку, в отношении которого совершено деяние, обладающее признаками насильственного преступления, причинившее вред его здоровью, уполномоченным Правительством Российской Федерации государственным органом присваивается статус ребенка, пострадавшего от преступления, на основании обращения самого ребенка, его законного представителя или представителя органов опеки и попечительства независимо от согласия ребенка, а в отношении детей, достигших 15-летнего возраста, — на основании обращения самого ребенка или указанных в настоящем пункте лиц с его добровольного информированного согласия. Указанное информированное согласие ребенка, достигшего 15-летнего возраста, должно быть оформлено в письменной форме, за исключением случаев, когда ребенок не в состоянии дать такое согласие из-за причиненных ему повреждений в результате совершенного в отношении него деяния.

4. После присвоения ребенку правового статуса ребенка, пострадавшего от преступления, он незамедлительно направляется в специализированное государственное или муниципальное учреждение по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений (далее – учреждения для детей, пострадавших от преступлений) или в иное специализированное учреждение социального обслуживания, предоставляющее социальные услуги детям, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, за исключением случаев, когда против этого возражают родитель (родители) или иные законные представители ребенка при условии, что указанные представители не являются лицами, совершившими указанное противоправное деяние.

5. В целях обеспечения безопасности ребенка, пострадавшего от преступления, защиты его прав и законных интересов государством обеспечивается предоставление ему комплекса услуг по социальной адаптации и социальной реабилитации, включая временное проживание в учреждении для детей, пострадавших от преступлений, или в ином специализированном учреждении социального обслуживания, предоставляющем социальные услуги детям, находящимся в социально опасном положении или в иной трудной жизненной ситуации, на срок до шести месяцев или в течение всего судебного разбирательства дела, по которому он проходит в качестве потерпевшего, а при необходимости – после его окончания до полной социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка. При этом ребенку по прибытии в указанное учреждение предоставляется в доступной форме информации о целях его пребывания в этом учреждении, правах и обязанностях, основных правилах, регулирующих внутренний распорядок в учреждении.

6. В случаях, когда дети, пострадавшие от преступлений, остались без родительского попечения или не знают места нахождения своих родителей, государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения для детей, пострадавших от преступлений, обязаны незамедлительно начать поиск родителей ребенка.

7. В случаях отсутствия у ребенка, пострадавшего от преступления, родителей или иных законных представителей органы опеки и попечительства незамедлительно назначают в соответствии с законодательством Российской Федерации опекуна, который обеспечивает представительство интересов ребенка, делает заявления от его имени и участвует вместе с ним во всех уголовно-процессуальных и судебных процедурах.

«Статья 152Социальная адаптация и социальная реабилитация детей, пострадавших от преступлений

1. Ребенок, признанный в установленном порядке ребенком, пострадавшим от преступления, находящийся в учреждении для детей, пострадавших от преступлений, имеет право на обеспечение местом временного безопасного проживания, а также на безвозмездное получение:

- услуги по поддержанию связи с семьей путем почтовой корреспонденции, телефонных переговоров и свиданий, при условии что это не наносит ущерба интересам их безопасности;

- медицинской помощи в форме медицинского обследования, лечения (по показаниям) и оказания специализированной медицинской помощи в связи с травмами и заболеваниями, полученными вследствие совершения в отношении него преступления;

- необходимой психологической помощи, в том числе в сфере профессиональной ориентации;

- правовой помощи в форме консультирования в доступной форме по правовым вопросам и оказания помощи в восстановлении и оформлении документов, в том числе заявлений и сообщений в связи с совершенным в отношении него преступлением;

- социальной помощи, включая социальные консультации, материальную помощь на период обустройства, обеспечение питанием и другими предметами вещевого довольствия по нормам, установленным законодательством Российской Федерации;

- помощи в организации поиска родителей или иных законных представителей;

- помощи в получении образования;

- помощи по реинтеграции в общество;

- комплекса дополнительных услуг, обеспечивающих физическое и психическое развитие ребенка с учетом его физиологических и психовозрастных особенностей.

2. Социальная адаптация и социальная реабилитация детей, пострадавших от преступлений, осуществляется на основе соблюдения принципа гуманного, не унижающего человеческого достоинства обращения, а также с учетом возраста, пола и потребностей ребенка.

3. Меры социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка, пострадавшего от преступления, осуществляются при наличии добровольного информированного согласия законных представителей ребенка, а в отношении детей, достигших 15-летнего возраста, – с их согласия и (или) согласия их законных представителей либо представителей органов опеки или попечительства.

4. Детям, пострадавшим от преступлений, обеспечивается право на обучение в государственных и муниципальных учреждениях общего и начального профессионального образования или в специализированных воспитательных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.

5. Уполномоченные государственные органы оказывают ребенку, пострадавшему от преступления, содействие в смене фамилии, имени и отчества – при условии обращения об этом его законных представителей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также содействие ему и его родителям (законным представителям) в переезде на новое место жительства из населенного пункта, в котором в отношении ребенка было совершено преступление.

6. При осуществлении социальной адаптации и социальной реабилитации ребенка, пострадавшего от преступления, не допускается ограничение в какой-либо форме его конституционных прав человека и гражданина, за исключением ограничений, направленных на обеспечение здоровья и безопасности ребенка, установленных федеральным законом.

Статья 153Порядок социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений

1. Учреждения для детей, пострадавших от преступлений, разрабатывают и реализуют специальные программы идентификации, социальной адаптации и социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений, содержащихся в указанных учреждениях, обеспечивают их безопасность, строго соблюдают конфиденциальность информации относительно личности ребенка и его статуса ребенка, пострадавшего от преступления.

2. Органы управления образованием с согласия детей, пострадавших от преступлений, обеспечивают их участие в программах общего и профессионального образования и других образовательных программах, разработанных для социальной адаптации, социальной реабилитации и предупреждения ревиктимизации детей, пострадавших от преступлений, совместно с органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление контрольных полномочий в сферах социальной защиты, труда, занятости и здравоохранения.

3. Государственный орган, уполномоченный в соответствии с законодательством Российской Федерации на оказание помощи детям, пострадавшим от преступлений, принимает меры по предупреждению ревиктимизации детей, пострадавших от преступлений, в том числе путем осуществления социального контроля за ходом и результатами социальной адаптации и социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений, покинувших специализированные учреждения, и принятия в случае необходимости дополнительных мер по оказанию им помощи.

Статья 154Специализированные учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений

1. В целях оказания помощи детям, пострадавшим от преступлений, создаются специализированные государственные и муниципальные учреждения по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений, в том числе социально-реабилитационные центры для детей, пострадавших от преступлений (учреждения для детей, пострадавших от преступлений).

2. Порядок создания, финансирования и организации деятельности учреждений для детей, пострадавших от преступлений, устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Учреждения для детей, пострадавших от преступлений, уполномочены на осуществление следующих функций по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений:

- предоставление бесплатного убежища (приюта) для временного безопасного проживания;

- обеспечение бесплатным питанием, комплектом постельного белья и санитарно-гигиенических средств, а в необходимых случаях – одеждой;

- предоставление в доступной форме информации о предусмотренных законодательством государства способах защиты прав и законных интересов детей, пострадавших от преступлений;

- предоставление бесплатной квалифицированной психологической помощи;

- первичное медицинское обследование и организация оказания скорой медицинской помощи и первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях;

- оказание бесплатной юридической помощи в объеме, необходимом для обеспечения защиты прав и законных интересов детей, пострадавших от преступлений;

- содействие реинтеграции в семью и общество, включая помощь в организации поиска родственников;

- предупреждение ревиктимизации детей, пострадавших от преступлений.

4. Учреждения для детей, пострадавших от преступлений, разрабатывают и реализуют краткосрочные и долгосрочные программы социальной адаптации, социальной реабилитации и предупреждения ревиктимизации содержащихся в указанных учреждениях детей, пострадавших от преступлений.

5. Контроль за деятельностью учреждений для детей, пострадавших от преступлений, осуществляют в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии со своей компетенцией, Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, уполномоченные по правам ребенка в соответствующих субъектах Российской Федерации, а также государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на осуществление контроля в указанной сфере.

Статья 2

Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1999 года
№ 120-ФЗ  «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст. 3177; 2003, № 28, ст. 2880) дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие социальную адаптацию и социальную реабилитацию детей, пострадавших от преступлений.».

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста двадцати дней после дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

*****

Другие законопроекты:

усиление ответственности за пропаганду наркотиков;

- усиление защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Пояснительная записка

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в целях обеспечения социальной реабилитации
детей, пострадавших от преступлений»

Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений» подготовлен в целях повышения эффективности государственной политики по защите прав детей, пострадавших от преступлений против их здоровья и половой неприкосновенности.

Актуальность проблемы недостаточной защищенности детей от насильственных преступлений, в особенности от преступлений против их половой неприкосновенности, в настоящее время является чрезвычайной.

Колоссальные негативные социальные последствия преступлений против несовершеннолетних значительно усиливаются отсутствием в России действенной системы социальной адаптации и социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений.

Данным законопроектом в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений, предлагается внести изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», которыми предусматривается:

1) установление правовых основ создания и деятельности в Российской Федерации системы специализированных государственных и муниципальных учреждений по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений, включая их социальную адаптацию и социальную реабилитацию (новые статьи 15– 154, вводимые в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»);

2) закрепление прав детей, пострадавших от преступлений, на получение услуг по социальной адаптации и социальной реабилитации в специализированных государственных и муниципальных учреждениях по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений;

3) закрепление правовых основ осуществления государственного и общественного контроля за деятельностью учреждений для детей, пострадавших от преступлений. Полномочия по осуществлению такого контроля предлагается предоставить Уполномоченному по правам ребенка при Президенте Российской Федерации, уполномоченным по правам ребенка в соответствующих субъектах Российской Федерации, а также государственным органы исполнительной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным законодательством Российской Федерации на осуществление контроля в указанной сфере.

Правовые нормы статей 15– 15сформулированы с использованием опыта законодательного проектирования, воплощенного в Модельном законе «Об оказании помощи жертвам торговли людьми», принятом на тридцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (Постановление N 30-12 от 3 апреля 2008 года).

 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального закона «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в целях обеспечения социальной реабилитации детей,
пострадавших от преступлений»

Принятие федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений» не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Финансирование расходов, касающихся мер по социальной адаптации и социальной реабилитации несовершеннолетних, пострадавших от преступлений, должно осуществляться в рамках средств федерального бюджета, предусмотренных на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих
признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием
Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений» потребует принятия нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросу реализации устанавливаемых данным законопроектом организационных основ осуществления социальной адаптации и социальная реабилитации детей, пострадавших от преступлений.

 

Правительство Российской Федерации

Члену Совета Федерации

Федерального Собрания

Российской Федерации

Е.Г.Тарло

Государственная дума

Федерального Собрания

Российской Федерации

от 6 июля 2011 г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения

социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений»,

вносимы в Государственную Думу членами Совета Федерации

Федерального Собрания Российской Федерации

Е.Г. Тарло и Н.В. Косаревым

В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона.

Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) статьями 151-154, предусматривающими установление правовых основ системы оказания помощи детям, пострадавшим от насильственных преступлений, в том числе введение статуса ребенка, пострадавшего от преступления.

Вместе с тем Федеральным законом определено понятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». К этой категории детей отнесены в том числе дети – жертвы насилия.

Следует учитывать, что ни законопроект, ни законодательство Российской Федерации не содержат признаков насильственного преступления, что не позволяет однозначно определить круг преступных деяний, совершение которых в отношение ребенка дает основание для оказания ему предусмотренной законопроектом поддержки. Внесение указанного изменения может привести к противоречивой правоприменительной практике.

Кроме того, согласно статье 42 Уголовно-процессуального кодекса российской Федерации физическое лицо, которому причинен физический, имущественный или моральный вред, является потерпевшим. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда. Система мер государственной защиты потерпевших установлена Федеральным законом «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства».

Законопроектом возлагается обязанность по поиску родителей ребенка на специализированные учреждения. Однако розыск лиц является одним из основных направлений деятельности полиции (статья 2 Федерального закона «О полиции»).

Законопроектом предусматривается незамедлительное назначение органами опеки и попечительства опекуна ребенку, пострадавшему от преступления, в случае отсутствия у него родителей или иных законных представителей.

Вместе с тем необходимо отметить, что полномочия органов опеки и попечительства по представлению законных интересов несовершеннолетних граждан, в том числе в судах, установлены Федеральным законом «об опеке и попечительстве», в котором предусмотренный законопроектом порядок незамедлительного назначения органами опеки и попечительства опекуна ребенку отсутствует.

Законопроектом устанавливается право детей, пострадавших от преступлений, на обучение в государственных и муниципальных учреждениях общего образования.

Следует учитывать, что законом Российской Федерации «Об образовании» установлены государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования. В связи с этим дополнительное закрепление прав детей, пострадавших от преступлений, на обучение представляется излишним.

Законопроектом предусматривается создание специализированных государственных и муниципальных учреждений по оказанию помощи детям, пострадавшим от преступлений.

Однако в законопроекте не определено разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам защиты и оказания помощи детям, пострадавшим от насильственных преступлений, в том числе по вопросам создания и содержания специализированных учреждений.