Законопроект: усиление ответственности за пропаганду наркотиков

Print Friendly

Действующее федеральное законодательство не содержит эффективных механизмов предотвращения и пресечения пропаганды наркотических средств и психотропных веществ. Законопроект, внесенный сенатором Евгением Тарло, направлен на совершенствование нормативно-правового регулирования антинаркотической деятельности.

Законопроект: усиление ответственности за пропаганду наркотиков

 

№ 582259-5

Субъект права законопроекта Член Совета Федерации Е.Г.Тарло
Форма законопроекта Федеральный закон
Отрасль законодательства 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний;170.020.020 Преступления в сфере экономики
Тематический блок законопроектов Государственное строительство и конституционные права граждан
Профильный комитет Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
Предмет ведения Ведение РФ

Вносится членом Совета Федерации

Е.Г. Тарло

Проект

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации

и другие законодательные акты Российской Федерации

в целях усиления ответственности за пропаганду

наркотических средств и психотропных веществ

Статья 1

Дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 2001, №11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; 2003, № 50, ст. 4848; 2004, № 30, ст. 3092; 2009, № 31, ст. 3921; № 45, ст. 5263; № 52, ст. 6453; 2010, № 8, ст. 780; № 14, ст. 1553; № 41, ст. 5199; № 50, ст. 6610; 2011, № 11, ст. 1495) статьей 228.3. следующего содержания:

«Статья 228.3. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры

1. Пропаганда либо незаконная реклама наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, включая пропаганду каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, наркосодержащих растений, в том числе пропаганду использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье, а также распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, и ценах на указанные средства и вещества, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные посредством использования средств массовой информации или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (включая сеть Интернет), -

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух лет до трех лет с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления, либо лишением свободы на срок от двух до трех лет.

Примечание. Действие настоящей статьи не распространяется на случаи распространения в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах.»

Статья 2.

Статью 46 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 2, ст. 219; 2003, N 2, ст. 167; N 27, ст. 2700; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 44, ст. 4535; 2007, N 30, ст. 3748; 2008, N 30, ст. 3592; N 48, ст. 5515; N 52, ст. 6233; 2009, N 29, ст. 3614; 2010, N 21, ст. 2525; 2011, N 15, ст. 2039) дополнить пунктом 3.1. следующего содержания:

«3.1. Запрещается изготовление в целях распространения, публичного демонстрирования или рекламирования либо распространение, публичное демонстрирование или рекламирование материалов или предметов, содержащих изображения наркотических средств либо атрибутику или символику их потребления.»

Статья 3.

Статью 6.13. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1; N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4295; 2003, N 27, ст. 2700, 2708, 2717; N 46, ст. 4434; N 50, ст. 4847, 4855; 2004, N 31, ст. 3229; N 34, ст. 3529, 3533; 2005, N 1, ст. 9, 13, 40, 45; N 10, ст. 763; N 13, ст. 1075, 1077; N 19, ст. 1752; N 27, ст. 2719, 2721; N 30, ст. 3104, 3131; N 50, ст. 5247; 2006, N 1, ст. 4, 10; N 6, ст. 636; N 10, ст. 1067; N 12, ст. 1234; N 17, ст. 1776; N 18, ст. 1907; N 19, ст. 2066; N 23, ст. 2380; N 31, ст. 3420, 3438, 3452; N 45, ст. 4641; N 50, ст. 5279; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 21, 25, 29; N 7, ст. 840; N 16, ст. 1825; N 26, ст. 3089; N 30, ст. 3755; N 31, ст. 4007, 4008, 4015; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 10, ст. 896; N 18, ст. 1941; N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3604; N 49, ст. 5745; N 52, ст. 6235, 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 7, ст. 777; N 23, ст. 2759; N 26, ст. 3120, 3122; N 29, ст. 3597, 3642; N 30, ст. 3739; N 45, ст. 5265; N 48, ст. 5711, 5724; N 52, ст. 6412; 2010, N 1, ст. 1; N 18, ст. 2145; N 19, ст. 2291; N 21, ст. 2525; N 23, ст. 2790; N 27, ст. 3416; N 30, ст. 4002, 4006, 4007; N 31, ст. 4158, 4164, 4193, 4195, 4206, 4207, 4208; N 41, ст. 5192; N 49, ст. 6409; 2011, N 1, ст. 10, 23, 54; N 7, ст. 901; N 15, ст. 2039; N 17, ст. 2310) изложить в следующей редакции:

«Статья 6.13. Изготовление, распространение и публичное демонстрирование материалов или предметов, содержащих наркотическую атрибутику или символику

Изготовление с целью распространения, рекламирования или публичного демонстрирования либо распространение, рекламирование или публичное демонстрирование материалов или предметов, содержащих атрибутику или символику потребления наркотических средств, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов, предметов и оборудования, использованного для их изготовления; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц — от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

2. То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, -

влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов, предметов и оборудования, использованного для их изготовления, с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Примечание. Под атрибутикой и символикой потребления наркотических средств (наркотическая атрибутика и символика) понимаются изображения наркотических средств, включая изображения листьев конопли (каннабиса), а также иные атрибуты и символы, связанные с потреблением указанных средств, нанесенные на товары или предметы либо размещенные на любых других носителях, ассоциирующиеся в общественном или социально-групповом сознании с употреблением наркотических средств.».

Статья 4

Настоящий Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации

***

Пояснительная записка к законопроекту (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству)

Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству)

Финансово-экономическое обоснование (Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству)

Видеоролик: Наркотики в Интернете

Другие законопроекты:

- обеспечение социальной реабилитации детей, пострадавших от преступлений;

- усиление защиты половой неприкосновенности несовершеннолетних.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации

Члену Совета Федерации

Федерального Собрания Российской

Федерации

Е.Г. Тарло

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ

на проект федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за пропаганду наркотических средств и наркотических веществ».

Представленный законопроект рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» и пунктом «к» части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в части, касающейся внесения изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

Проектом закона предлагается дополнить УК РФ статьей 228.3, криминализировав деяния, связанные с пропагандой наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, ответственность за которые в настоящее время предусмотрена статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Соглашаясь с необходимостью выработки действенного механизма, препятствующего пропаганде потребления наркотиков, считаем необходимым высказать следующие замечания.

Вызывает возражение приведенный в пояснительной записке договор об отсутствии достаточной правовой базы, направленной на противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств и психотропных веществ. Ряд норм, призванных оказывать такое противодействие, помимо КоАП РФ, содержатся во многих других нормативных правовых актах, в частности, в статье 4 закона Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», статье 46 Федерального закона от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», статьях 7, 24 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе», статьях 5, 9, 10 Федерального закона от 29.12.2010г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Для реализации предлагаемой криминализации рассматриваемого деяния необходимы более убедительные аргументы, свидетельствующие о неэффективности применения действующих норм административной ответственности, например, результаты анализа статистических данных или криминалистического исследования.

Между тем, по данным государственной статистической отчетности по 278 делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.13 КоАП РФ («Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров»), рассмотренным в 2009-2010 годах судами общей юрисдикции, в 2009 году были подвергнуты наказанию всего 46 лиц, в 2010 – 125 лиц. Трижды применялось административное наказание в виде приостановления деятельности. Суммы штрафов, наложенные по вынесенным постановлениям, в 2009 году составили 410 000 руб., в 2010 году – 898 250 руб.

По нашему мнению, меры, предусмотренные Стратегией государственной антинаркотической политики Российской Федерации (в частности, совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере информации и информатизации в части, препятствующей пропаганде потребления наркотиков, создание законодательных и правовых условий, позволяющих гарантировать проведение антинаркотической пропаганды и профилактики в средствах массовой информации) могут в большей степени способствовать повышению уровня осведомленности и информированию негативного отношения в обществе к немедицинскому потреблению наркотиков и противодействию деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков и других психотропных веществ.

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации законопроект не поддерживает.

 

А.Я. Петроченков