Участие депутатов в коммерческой рекламе под вопросом

Print Friendly

Депутат думской фракции КПРФ Вадим Соловьев направил запросы в Генпрокуратуру, Счетную палату и ФНС с просьбой разъяснить, является ли участие парламентариев в коммерческой рекламе нарушением действующего для них запрета на предпринимательскую и другую оплачиваемую деятельность.

Соловьев не уточнил, кого конкретно имеет в виду, но, по данным «Известий», проверка затронет в первую очередь депутата-единоросса, бывшего боксера Николая Валуева, снявшегося в серии роликов МТС.

Валуев начал сниматься в рекламе компании еще до избрания в Госдуму. В 2012 году представители МТС заявляли, что на телеэкранах демонстрируются ролики, снятые до получения экс-боксером депутатского мандата. Очередная рекламная кампания мобильного оператора с участием Валуева началась 7 февраля 2013 года — в ней он общается со своим «братом» йети, снежным человеком/

В компании BBDO Group — разработчике рекламных материалов — заявили газете, что съемки проходили в декабре 2012 года. В это время Валуев уже год как был депутатом Госдумы, но, по словам представителей компании, его деятельность является полностью законной, так как оплачивается как продукт не труда, а творчества. Раскрыть стоимость контракта в компании отказались, но назвали «вилку» расценок российских звезд, в которой примерно находится и Валуев, — от 20 тыс. долларов за простую PR-интеграцию (например, приглашение на событие) до 2,5 млн долларов.

Помимо съемок в рекламе МТС, Валуев также является ведущим телепрограммы «Форт Боярд» на «Первом канале». Как сообщили «Известиям» в телекомпании, эту работу ему оплачивают.

По мнению эксперта по авторским и смежным правам, гендиректора бюро «Рупатент» Виктора Чернышева, рекламный ролик — это не творческий, а коммерческий продукт, а вот участие Валуева в телепроекте можно отнести к творчеству. Валуева недостаточно информировали о несовместимости статуса депутата и участия в рекламных коммерческих проектах, полагает эксперт.

Претензии к Валуеву возникают не в первый раз. В 2012 году Федеральная антимонопольная служба приняла к рассмотрению жалобу на экс-боксера по тому же поводу — участию в рекламе МТС. Опрошенные тогда Regions.ru парламентарии выразили мнение, что народные избранники должны участвовать не в коммерческой рекламе, а в бесплатной пропаганде здорового образа жизни и благотворительности.

«Политическая деятельность никак не вяжется с подрядной работой на какого-то заказчика по прямому или косвенному продвижению того или иного продукта», — заявил, в частности, сенатор Валерий Сударенков. По его мнению, народные избранники «своим личным примером должны показывать, что, к примеру, бегать, кататься на велосипеде, коньках, роликах, заниматься вообще каким-либо спортом, вести здоровый образ жизни — это хорошо. Они своими действиями должны заражать людей».

Однако проблема, как представляется, носит более глубокий характер. В последние годы хорошо заметно вытеснение профессионалов из парламентского корпуса разного рода артистами, спортсменами и прочими медийными персонажами, имеющими весьма отдаленное представление о специфике работы в главном законодательном органе страны. Поэтому стоит ли удивляться, что вместо продуктивной законотворческой деятельности такие народные избранники порой своими сомнительными поступками компрометируют статус парламентария.

Некоторые обсуждавшие эту проблему депутаты и сенаторы высказались за введение профессиональных критериев отбора кандидатов в народные избранники. «В палату же не берут людей с судимостями, обращают внимание на возраст. Так почему же профессиональные требования к ним не предъявляются?» — заявлял в интервью Regions.ru политик Виктор Орлов, работавший в Совете Федерации. Пока же таких критериев не существует, он предложил устраивать «для новоиспеченных депутатов ликбез, отправляя их на специальные полугодичные курсы повышения квалификации для получения навыков по написанию законов». А бывший сенатор Хусейн Чеченов признался, что новый состав Госдумы «все больше напоминает этакое тусовочное место, куда люди приходят себя показать».

Можно также вспомнить, как в свое время Дмитрий Козак ввел список критериев для оценки качества работы губернаторов. Поскольку деятельность депутатов влияет на жизнь страны не меньше, чем деятельность глав регионов, может быть, имело бы смысл и в отношении депутатов ввести аналогичную систему оценок.

Комментарий Евгения Тарло, члена Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Тамбовская обл.)

Думаю, депутат не по адресу направил запросы. Эти организации не пишут законы, поэтому они не могут их толковать. Скорее, это вопрос Конституционного суда. Хотя я рекомендовал бы своим коллегам вначале самим его проработать через комиссию по этике, которая есть в обеих палатах. Можно также подготовить специальный закон, который бы регламентировал сложные случаи: депутаты тоже люди – они не могут все про все знать, а действующее законодательство не дает четкого определения творческой деятельности. Грань же между творческой, научной и коммерческой деятельностью слишком тонка.

Вообще в зависимости от содержания ролик может быть отнесен как к творческой деятельности, так и к коммерческой. Если это социальная реклама, т.е. парламентарии говорят о необходимости беречь экологию, вести здоровый образ жизни, призывают получать хорошее образование; если кто-то из них написал музыкальное или художественное произведение и исполнил его, все это – творческая деятельность. Если же ты собираешь стадионы и кладешь миллионы в карман – безусловно, это чистая коммерция, так как выступление на массовых мероприятиях – это не что иное как шоу-бизнес.

Данная же история – она на грани. Лично я бы поостерегся выступать в таких роликах.

Что касается списка критериев, на мой взгляд, это предложение переходит грани разумного. Работу депутатов должен оценивать народ, который его делегирует в парламент.

Источник: Regions.ru

28.03.2013