У каждого в жизни – свой храм

Print Friendly

«Разрешите? — вдруг разволновался сенатор. — Вообще-то я в кабинете не курю, но вот что-то захотелось». Евгений Георгиевич Тарло рассказывает о деревне Соболи, откуда ведет свою родословную по линии матери, вспоминает отца, в разлуке с которым жил много лет.

Со стены напротив, поближе к свету, с увеличенной и отреставрированной фотографии на сенатора смотрит его прадед — вятский крестьянин Дмитрий Яковлевич Салтыков. Именно о нем он думал, признается сенатор, когда финансировал работы по сооружению памятника Тамбовскому мужику. На его же деньги здесь создан памятник Ветерану войны.

Меценатство сенатора – восстановление одного из уникальных храмов Соловецкого монастыря — неожиданным образом оказалось связано с судьбой еще одного русского “мужика” — деда нынешнего предстоятеля РПЦ.

“Когда-то в пристройке к храму был карцер, а деда патриарха Кирилла посадили сюда за то, что он молился в лагере. Представляете, только молился…” — в раздумчивости делает паузу Тарло. Сейчас сенатор помогает соловецкому Свято-Троицкому скиту на острове Анзер. А в тамбовском селе Сатинки, тоже на личные средства сенатора, идет строительство нового храма.

— Евгений Георгиевич, вы из семьи верующих?

– Нет, мои родители были обычные советские люди. Не атеисты, а просто те, кто, отсекая прошлое, жил сегодняшним днем. Дед был большевиком, в годы репрессий спасся только благодаря своей мужицкой смекалке. Когда его вызвали в райком и отобрали партбилет, он через запасной выход отправился прямиком на вокзал — уехал из Новосибирска в Грозный, где его через год и отыскала бабушка.

По признанию Евгения Георгиевича, его собственный путь в храм оказался тесно связан с профессией юриста, “определившей на всю жизнь внутренние табу, которые у хорошего юриста входят в хребет”.

“Я пришел к вере, когда возвращал церкви Новоиерусалимский монастырь, близ Истры. Ко мне, как к юристу, обратились за помощью верующие. Там размещался музей. Возник вопрос: на каком основании может состояться передача здания? Большевики церковное имущество не национализировали, оно было объявлено лишь всенародным достоянием. Но это не одно и то же. Всенародное достояние – это всего лишь политический лозунг, никакого отношения к категории собственности не имеющий. Одним словом, заскочили в храм… ”

Именно с подмосковной Истрой у него, сибиряка по рождению, проведшего детство и юность в Железногорске, который строили его родители, связаны особенно важные и сокровенные события жизни. В истринском суде началась его карьера юриста, здесь же он познакомился с будущей женой – Натальей. Истра же спустя десятилетия стала отправной точкой духовных исканий.

О восьмилетней Катюше, разница в возрасте со старшим братом которой составляет пятнадцать лет, Евгений Георгиевич говорит с нескрываемым восхищением: “Она необыкновенная. А какое в ней упорство! Однажды мы шли с ней на лыжах через лес в районе Плещеева озера. Как она устала, я понял только тогда, когда мы вернулись домой и дочка от усталости тут же уснула”.

Пешие и лыжные прогулки — органичное продолжение другого увлечения сенатора: “Я чувствую в себе инстинкт охотника и добытчика. Ходил и на медведя, и на кабана, но больше люблю охоту на глухаря”.

Оттого что в обычные дни на общение с семьей остается очень мало времени, сенатор старается компенсировать этот дефицит в период праздников и отпусков.

“Новый год, все праздники, отпуск, каникулы, и парламентские, и школьные, мы традиционно проводим вместе”, — подчеркивает сенатор.

“Да, теперь я могу называть себя православным верующим. Дух народа укрепляется только благодаря вере. Без православия невозможна ни национальная самоидентификация народа, ни сохранение национальной культуры в ее широком понимании”.

“Воинствующее бескультурье не нейтрально”

Система духовных ценностей сенатора, как он сам подчеркивает, не вступает в противоречие с материальной стороной его жизни. В этом смысле он считает себя счастливым человеком.

Первые вложения в обустройство духовной стороны своего бытия были сделаны юным Тарло еще в годы его учебы в МГУ. “Кто-то вез из дома продукты, а я приезжал в общежитие на Вернадского с сумками, полными книг”, — вспоминает сенатор.

Сейчас личная библиотека сенатора насчитывает несколько тысяч экземпляров книг, в том числе и уникальных.

Еще одна “культурная страсть” Евгения Георгиевича – музыка. Диапазон его предпочтений довольно широк: Скрябин, Рахманинов, Бах, Мендельсон. В числе его друзей пианисты, заслуженный артист России Юрий Богданов, народный артист Юрий Розум, оперный певец Михаил Гужов.

Со знанием дела Тарло говорит и об особенностях русской национальной школы пения, выделяя среди вокалистов именно обладателей баса.

Среди женщин-исполнителей сенатор отмечает итальянку Чечилию Бартоли, обладательницу колоратурного меццо-сопрано.

“Существует великая культура, она еще не умерла. Но лично меня пугает то воинствующее бескультурье, которое есть даже на ведущих телеканалах, радио и в газетах. Оно вовсе не нейтрально. Высокая культура облагораживает, гармонизирует интеллект, вашу психику и душу. А псевдокультура, скажем, того же “Дома-2” не только понижает планку обычного общения, но и уровень человеческого сознания”.

Ренессанс Высоцкого

Совсем недавно Евгений Георгиевич записал диск с 12 песнями Высоцкого, не побоявшись исполнить и самые знаменитые: “Банька по-белому”, “Кони привередливые”, “Баллада о Любви”. “Ренессанс Высоцкого” — так он называет это событие в своей жизни. “Случилось это два года назад. Я возвращался на машине из Архангельска в Москву. И где-то под Вологдой включил “Две судьбы” Высоцкого. Так я ее одну до самой Москвы и слушал”, — улыбаясь, вспоминает сенатор.

“На презентацию диска я пригласил Валерия Золотухина. Для меня важно, что он, друживший с Высоцким и бывший свидетелем рождения некоторых песен, принял мой вариант исполнения”.

Но “Две судьбы” в первый диск не попали, Евгений Георгиевич до сих пор не определился, какой из трех вариантов лучше. Работа над диском будет продолжена.

Важным для себя проектом последних лет Евгений Георгиевич считает и подготовку большого иллюстрированного альбома о Соловках, который уже сдан в печать. Эта книга — сочленение взгляда ученого на историю Соловков через призму православия. Богатая содержательная часть органично дополнена прекрасными фотографиями.

Книга, как и ряд других, будет издана на личные средства сенатора Благотворительным фондом “Мир книжной культуры” Санкт-Петербурга.

Автор: Ольга Лухманова

Источник: «Российская Федерация сегодня»

02.2011