Сенатор не должен быть партийным?

Print Friendly

Сенатор Евгений Тарло на следующей неделе направит запрос в Конституционный суд с просьбой разъяснить, законно ли членство сенаторов в политических партиях. По инициативе Тарло этот вопрос также будет обсужден на заседаниях комитетов по регламенту и конституционному законодательству.

«Как юрист считаю, что сенаторы обязаны приостановить членство в той или иной политической партии на время деятельности в Совете Федерации. Это вытекает из Конституции и из места СФ в системе органов государственной власти. Желательно прописать такое положение в регламенте палаты», — заявил Тарло «Известиям».

«Мы должны сплачивать регионы и находить консенсус, а если мы будем между регионами пробрасывать какие-то идеологические разногласия, то это будет вредить нашей государственности», — пояснил сенатор.

Сейчас законодательство не запрещает сенаторам быть членами партий, однако не позволяет опираться на партийность при организации работы верхней палаты. «Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения», — говорится в статье 1 закона «О порядке формирования Совета Федерации». Запрет на членство в партиях установлен для военнослужащих, судей и прокуроров.

В настоящий момент более 130 сенаторов — члены «Единой России», в том числе и сам Тарло, который также является основателем Тамбовского областного отделения ОНФ. 2 сенатора представляют ЛДПР, по одному — «Справедливую Россию» и «Патриотов России». Опрошенные «Известиями» члены СФ подчеркивают, что партийность никак не мешает им отстаивать интересы регионов. Кроме того, сейчас законодательные органы регионов могут делегировать в СФ только своих депутатов. Значит, минимум половина сенаторов сначала должна избраться в региональные заксобрания, что, как правило, подразумевает поддержку со стороны той или иной партии.

Глава Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков считает, что инициатива может усилить влияние ОНФ, так как не исключает членство в общественном движении.

Надо ли запрещать сенаторам членство в партиях? С таким вопросом Regions.ru обратились к парламентариям.

Николай Рыжков, Член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (Белгородская обл.), беспартийный. Председатель СовМина СССР (1985-1990)

- Как известно, в СФ фракционная деятельность запрещена. Да и друг друга мы никогда не спрашиваем о партийной принадлежности. Нам это просто не нужно: у нас другие дела, другие интересы – в первую, во вторую, в третью и т.д. очереди – это отстаивание интересов регионов.

То есть внешне делается все, чтобы партийность сенаторов не влияла на работу палаты. Но это внешне. Внутренне же, в душе, партийный человек не может целиком оторваться от своей партии, поэтому, безусловно, это влияет на принятие тех или иных решений, и поэтому данную инициативу стоило бы поддержать.

Вместе с тем, при всем моем уважении к Евгению Тарло и как к человеку, и как к очень опытному юристу, ожидаемого толку от нее не будет. Именно из-за внутреннего состояния человека. Да, членство в партии он приостановит. Но это будет такая формальная процедура. Не знаю, как точно она может проходить: через заявление, через голосование коллег, еще как-то. Но на самом-то деле человек остается приверженцем своей партии – в душе, в сердце, в чувствах она для него остается родной, потому что он не порвал с ней полностью да еще по политическим мотивам, а просто вышел на время, как это требуется по процедуре.

Еще один момент. По Конституции человек имеет право вступать в любую партию, быть партийным. Не будет ли обязательная приостановка членства нарушением его прав?

Константин Сурков, Первый зампред Комитета СФ по регламенту и организации парламентской деятельности (Забайкальский край), член «ЕР»

- Однозначно ответить «да» или «нет» на это нельзя. Вопрос требует глубочайшей проработки. Было бы хорошо, чтобы мой коллега, блестящий юрист Евгений Тарло собрал бы по этому поводу мнения разных экспертов.

Что мы имеем на сегодняшний день? С одной стороны, в соответствии с законами о статусе члена Совета Федерации и депутата Госдумы, о порядке формирования верхней палаты, сенаторам не запрещается быть членами партий, но запрещается создавать политические фракции и объединения. С другой, законодательство декларирует: мы – палата регионов, надпартийная структура. А с третьей, существуют еще и другие реалии.

Партии, победившие на парламентских выборах в субъектах, формируют руководящие органы заксобраний и путем тайного голосования делегируют в СФ своего представителя. По тому же закону о порядке формирования Совета Федерации, этот представитель должен избираться местными депутатами. Естественно, он идет по спискам той или иной партии. Поэтому, пройдя горнило избирательной кампании, в Совет Федерации он, что опять же естественно, приходит, будучи членом поддерживавшей его партии. Причем не просто членом партии, а одним из самых ее активных, зачастую состоящим в руководстве или даже возглавляющим региональные партийные отделения. То есть к региону такой сенатор привязан не только жизненной пуповиной, но и партийной, так как энергично работал по партийной линии, занимал активную партийную позицию.

И что же может получиться? Такому яркому человеку будет предлагаться приостановить членство в партии на 5 лет, как предусматривает законодательство, то есть на это срок распрощаться с партийной деятельностью, снять с себя все партийные полномочия?! Хорошо, даже если он на такое решится, как быть в случае, если этот сенатор по истечении срока полномочий вновь решит баллотироваться? Ведь он же стал беспартийным.

Конечно, формально партия может поддержать и беспартийного. Но приостановив членство, такой кандидат оторвался и от партийной жизни, потерял связь со своей парторганизацией в регионе, то есть на 5 лет полностью отошел от партийных дел.

Думаю, в такой ситуации просить партию о поддержке не совсем корректно, да и партии поддерживать такого неправильно. Налицо вступающий в силу моральный аспект.

С другой стороны, наверное, возможен вариант, при котором заранее обговаривается перспектива сенатора, который намерен приостановить членство в партии. Мол, если выбирается такой путь, то не следует рассчитывать на партийную поддержку, если возникнет желание избираться снова. Ее не будет, а, следовательно, и срок нахождения на должности члена Совета Федерации может быть только один.

Гаджимет Сафаралиев, Председатель комитета ГД по делам национальностей. Фракция «ЕР»

- Я не согласен с данной инициативой. Если Совет Федерации действительно представляет у нас в первую очередь интересы регионов, и во всем следует этому принципу, то вообще не имеет особого значения, является ли сенатор человеком партийным или нет.

Да и почему бы в ходе дискуссий о путях развития регионов сенаторам не иметь возможности выразить точку зрения партии, которую они представляют? Не вижу в этом ничего такого, что могло бы снизить эффективность работы верхней палаты. Скорее наоборот, это будет только способствовать поиску наиболее оптимальных решений. Если в Совете Федерации сегодня нет объединений по партийному признаку, это еще не значит, что там не может быть дискуссии как таковой.

Мне также непонятно, почему сенаторы должны скрывать свою партийную принадлежность, когда большинство из них попадает в верхнюю палату во многом благодаря поддержке своих партий.

Алексей Александров, 1-ый зампред Комитета СФ по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Калужская обл). Член ЕР

- У меня на эту проблему две точки зрения. С точки зрения юриста, с государственно-правовых принципов, считаю моего коллегу правым. Совет Федерации – палата внепартийная. В отличие от Госдумы, где представлены партии и есть политические фракции, в Совете Федерации нет ни того, ни другого. В Совете Федерации представлены только регионы. В этом смысле Совет Федерации напоминает суд, который тоже вне партийности.

Но с точки зрения политика, члена партии «Единая Россия», признаюсь честно, я буду разделять ту позицию, которую по этому вопросу займет партия. Пока мой партийный статус не приостановлен, для меня в этой ситуации партийное выше личного.

Виктор Шудегов, Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция «СР»

- Если речь в предложении Евгения Тарло действительно идет лишь о временном приостановлении членства сенаторов в партиях, я считаю такую идею абсолютно правильной. Справедливо и намерение сенатора обратиться за необходимыми разъяснениями в Конституционный суд.

Если депутаты Государственной Думы защищают интересы своих избирателей в соответствии с их политическими взглядами, то Совет Федерации как палата регионов отстаивает интересы субъектов Российской Федерации. Не зря там было решено отказаться от создания партийных фракций.

Думаю, аналогичное решение должны принимать на время своих губернаторских полномочий и руководители наших регионов. Безусловно, избираться они могут при поддержке той партии, которую представляют. Но в период руководства регионом губернатор должен работать в интересах всех жителей региона, вести диалог со всеми политическими силами, там представленными, вне зависимости от его собственных политических взглядов.

Что касается общественной деятельности сенаторов, то запрет на такую деятельность был бы уже излишним шагом. Думаю, вполне достаточно будет запрета на фракционную и партийную деятельность для членов СФ.

Василий Лихачев, Член комитета ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками. Фракция «КПРФ»

- В последнее время в России были предприняты очень серьезные шаги для становления эффективной многопартийной системы. Тем не менее, этот процесс не должен мешать тому, что Евгений Тарло называет сплочением регионов и нахождением консенсуса. Поэтому идея сенатора является очень ценной, и к тому же опирается на международную практику.

За 20 лет существования российской Конституции Совет Федерации как палата регионов накопил позитивный опыт регионального и межрегионального сотрудничества в РФ, и этот опыт необходимо сохранять и развивать. Исходя из этого, я бы поддержал предложение Тарло о том, чтобы на время работы в СФ сенаторы приостанавливали свое членство в политических партиях. В этот период им нужно сосредоточиться исключительно на решении задач своих территорий, на вопросах совершенствования региональной политики и межрегионального взаимодействия. Партийные интересы всей этой работе мешать не должны.

А вот отказываться от участия сенаторов в деятельности тех или иных общественных организаций необходимости я не вижу. Многие сенаторы входят сегодня в Российскую ассоциацию содействия ООН, в Ассоциацию международного права, ассоциации российских юристов. Не думаю, что членство в этих и других организациях вносит какой-либо дисбаланс в их парламентскую деятельность. Да и разногласий по линии общественных организаций возникает все-таки гораздо меньше, чем по линии политических партий. В любом случае, нужно стремиться преодолевать любые разногласия и избегать столкновения интересов, которое зачастую оказывается надуманным.

Источник regions.ru

11.10.2013