«Руководство ЦБ обладает дремучими познаниями в экономике» — Тарло

Print Friendly

brifing_2Почему следы убийства Бориса Немцова ведут на Украину? Действительно ли во всем виноваты неолибералы? И как привести действия Центробанка в соответствие с конституцией Российской Федерации? Это и многое другое ведущий «Коммерсантъ FM» Анатолий Кузичев обсудил с сенатором, членом комитета по экономической политике Евгением Тарло в рамках программы «Действующие лица».

«Рынок сам по себе ничего не регулирует»

Евгений Тарло о причинах экономического кризиса: «Я согласен с президентом. Те законы, по которым мы живем, то, как мы сформировали экономическую парадигму нашего развития, а она сформировалась не сегодня и не в 99-м году, и не в 2000-м. Она сформирована после той глобальной катастрофы 91-го года, распада Советского Союза. Тогда мы все стремились в рынок, не понимая, что это такое. Эта парадигма заключалась в том, что не надо ничего регулировать, рынок сам все расставит. Потом мы вдруг лезем в карман, а в кармане ничего нет. Невидимая рука рынка утащила у подавляющего большинства, а кому-то в карманы положила. Рынок невидим для тех, кто не хочет смотреть и анализировать. Я не сторонник коммунистической идеологии, но рынок сам по себе ничего не регулирует».

Об Анатолии Чубайсе и ответственности чиновников: «Во всем виноват Чубайс» — это очень хороший способ уйти от всякой ответственности. Чубайс не во всем виноват. Но он виноват в том, что произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Лично он подписал акт приемки этого блока в эксплуатации. Он ответил за эту аварию? Нет. В том, что «Роснано» — абсолютно неэффективная госкорпорация, в том, что вместо поддержки отечественной науки, разработок передовых технологий она закупила отсталые зарубежные технологии на сотни миллионов долларов, и все эти заводы стоят и не работают, виноват лично Чубайс. Я не утверждаю, что Чубайс — вор. Но то, что он один из самых плохих менеджеров, то, что он не компетентен в том, что он делал, я готов утверждать. Он разрушал, но ничего не построил. Он построил олигархат. Он опошлил слово «либерал».

«ЦБ считает, что экономика может развиваться без денег»

Евгений Тарло о либералах в элите и их ответственности за ситуацию в стране: «Если мы видим, как так называемые либералы поступают со своими противниками в нашей ближайшей стране, на Украине, то не дай бог. Такого либерализма я бы однозначно не хотел. Это уже попахивает либерал-фашизмом. Что у нас? Я не противник людей. Мне важно, чтобы они делали правильные действия. Я сторонник законности. Когда мы говорим о правах чиновника совершать те или иные действия, например, принимать решение по установлению ключевой ставки, по валютным интервенциям, по установлению нормативов Центрального банка по обязательному резервированию и так далее, то это все на усмотрение чиновника, поставленного государством. Но оборотная сторона прав — это ответственность. Отвечайте за результаты».

О действиях Центробанка: «Согласно Конституции, ЦБ обязан обеспечивать устойчивость национальной валюты. Не обеспечил, так уйди с работы, подай в отставку. Не надо ждать, когда тебя вычистят. Не справился, тогда заяви официально: «Я не справилась с возложенными на меня обязанностями». Иди преподавай. Или, может, Дума скажет: «Нет, ты сделала все, что могла». У Центрального банка есть еще одна отличительная особенность: у него очень много прав, и они практически исключительные, по регулированию банковской системы и финансово-денежной системы, но у него нет такой маленькой обязанности, как обеспечение нормальных условий для экономического роста, для финансирования экономики. Более того, у нас руководство ЦБ обладает такими дремучими познаниями в экономике, что они считают, что она может развиваться без денег».

О либералах в российской экономике: «Эти так называемые либералы очень клановые, они очень любят своих друзей, очень сильно друг друга поддерживают. Именно поэтому эта группа так расползлась в финансовой, банковской и денежной сфере. Они друг друга протаскивают на посты. Плюс системно им очень помогают вещи, которые были в свое время вбиты в сознание, но их нужно как-то опровергать. Например, рынок все расставит, что единственный способ борьбы с инфляцией — сжатие денежной массы, изъятие ликвидности у банков. Но есть гораздо более эффективные и простые способы. Зачем обескровливать всю экономику, разгонять инфляцию? Давайте лучше подумаем, какие поставить препятствия, для того чтобы коммерческие банки не занимались спекуляциями на валютном и фондовом рынке, разогревая его. Для этого есть чисто рыночные меры. Например, нормы резервирования Центрального банка».

«Убийство Немцова — символ проблем с демократией»

Евгений Тарло об экономической ситуации и реакции на кризис: «Этот кризис сильнейшим образом ударил по нашей экономике и по финансовой системе. А плюсы могли бы быть, если бы снижение было не столь значительным. Рубль очень значительно недооценен. В силу ряда не только макроэкономических причин ЦБ и Министерство финансов не провели достаточной работы по обеспечению рубля другими активами РФ, по их демонстрации рынку, по осуществлению такой финансовой политики, которая вызывала доверие у участников рынка. Политика страны, президента у нас разделяется подавляющим большинством граждан. А политика финансовых властей не разделяется, и это эффект».

О функционировании главного регулятора страны: «Нужно прояснить очень много вопросов в деятельности Центрального банка: как образуется его прибыль, кто определяет правила бухгалтерского учета в ЦБ. Это не должен делать Центральный банк сам для себя. О прибыли в этих условиях ЦБ речь не должна идти. Мне первый зампредседателя ЦБ Тулин на запрос нашего комитета о прибыли, которая образовалась в результате резкого повышения процентной ставки и обмена золотовалютных запасов на рубли, ответил, что прибыли нет. Вообще. Почему? Потому что активы ЦБ равны пассивам. Вот и думайте над этим ответом».

О политике активного финансового регулирования: «Если мы не будем проявлять сейчас политику активного валютного регулирования, то наш корабль может просто пойти ко дну. И у нас сейчас непросто шторм. Он осложнен войной. Против нас ведется экономическая война. На уничтожение нашей экономики. Странами НАТО. Ни ЕС, ни США по отдельности. Эта война ведется странами блока. Экономически наши интересы с Европой полностью совпадают, мы взаимно дополняем друг друга. Европа страдает от наших санкций, мы страдаем от их санкций. Европа нуждается в наших энергоносителях, но в силу солидарности с США, они проводят единую политику».

Об экономической войне: «Никакого снятия антироссийских санкций не будет до поры, пока мы не докажем, что можем существовать и хорошо существовать вместе с санкциями, независимо от них».

Об убийстве Немцова: «Я отношусь с абсолютным возмущением, как к любому убийству. Я христианин, и любое убийство я отрицаю. В том числе, убийство государством по приговору суда. Я считаю, что поскольку мы христианская страна, это неприемлемо. Бориса Немцова я знал совсем немного, он в политике намного раньше меня. У него гораздо большая значимость. Он яркий, интересный политик. Его деятельность показывала, что в России демократия есть. И убийство — символ того, что проблемы с демократией. И в связи с этим я думаю, кому это выгодно. Власти это крайне невыгодно. Он устраивал власть: ничего противозаконного не делал, не устраивал подпольных сходок. Он жестко критиковал, но легально. След нужно искать на Украине».

Источник: kommersant.ru

04.03.2015

Tagged , , , ,