Президент внес поправки в нормативы военной службы

Print Friendly

Президент Владимир Путин внес изменения в положение о порядке прохождения военной службы. Согласно поправкам, теперь призывники могут быть направлены в «горячие точки» после четырех месяцев военной подготовки. Раньше, с 1999 года, этот срок составлял полгода.

Вопросы о том, каков необходимый срок подготовки солдат для участия в боевых действиях, равно как и допустимо ли вообще направление на войну призывников, являются весьма острыми и неоднозначными. Так, в первую чеченскую кампанию были нередки случаи, когда в самое пекло бросались юнцы, до этого видевшие автомат только во время принятия присяги. Однако тогда выбирать особо не приходилось — армия была катастрофически недоукомплектована, и воевать было попросту некому (что, разумеется, не оправдывает указанную практику).

В 1998 году Борис Ельцин принял решение направлять солдат в зону боевых действий только на добровольной основе. На вторую чеченскую войну попадали уже призывники, отслужившие не менее полугода, т.е. закончившие «учебку». Сейчас необходимость сокращения этого срока до четырех месяцев связывается с сокращением срока службы в армии до одного года, причем, как рассказал «Газете.Ru» собеседник в военном ведомстве, теперь наверняка сократят и срок подготовки в «учебке» (пока он по-прежнему составляет полгода).

Однако эксперты, опрошенные изданием, не считают этот довод убедительным. «Надо контрактников отправлять, а пацанов молодых, которые отслужили четыре месяца, отправлять в горячую точку — это лишние жертвы, лишние потери», — заявил замглавы Московского объединения организаций ветеранов локальных войн и военных конфликтов, гвардии полковник Алексей Шабашов.

С его точки зрения, и за год службы современного специалиста не подготовить. Он также напомнил о намерении Минобороны увеличить численность контрактников, однако с конца 2011 года, когда делались такие заявления, количество профессионалов в Вооруженных силах осталась на прежнем уровне — около 200 тыс. человек.

«Прокомментировать это я могу только матом. Это преступление. Это посылание 18-летних пацанов на убой», — возмущен военный журналист, участник обеих чеченских кампаний Аркадий Бабченко. По его мнению, подготовить солдата можно и за шесть месяцев, и за четыре, но проблема состоит в самом намерении использовать солдат-срочников в боевых действиях.

Кто, на ваш взгляд, должен служить в «горячих точках» — как призывники, так и контрактники, или только последние? Если направлять призывников на боевые действия, достаточно ли четырех месяцев для их подготовки? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Владимир Овсянников, член Комитета Госдумы по обороне, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР

Безусловно, в «горячие точки» должны направляться исключительно контрактники. У нас ведь не военное время и не военное положение. Поэтому не должно быть такого, что солдат едва получил винтовку, прошел присягу, а его сразу на передовую.

В России на сегодня достаточное количество офицеров запаса, не раз воевавших в «горячих точках». Обратите внимание, сколько частей посокращали при Сердюкове. В итоге большое количество офицеров оказалось не у дел, вынуждено работать таксистами, на автомойках и т.д. Уверен, что многие из них согласятся за хорошие деньги применить свой богатый военный опыт в боевых операциях. Самое главное, что речь идет о матерых, профессиональных воинах, способных дать такой отпор противнику, что мало не покажется.

Допускать же к участию в боевых операциях юных неотесанных призывников ни в коем случае нельзя. Это сразу напомнит всем 41-й год, когда ребят забирали буквально со школьной скамьи, давали в руки винтовку — и на фронт. Многие призывники трясутся уже от самой мысли о предстоящей службе. Что же с ними будет, когда им придется столкнуться лицом к лицу с бородачами-головорезами? И вообще, почему мы должны бросать в «горячие точки» людей, которые просто пришли освоить военную науку, а не погибать на поле боя?

Мы и так уже собираемся отправлять призывников служить вдали от места жительства. Но этому еще можно найти оправдание, ведь служить – не воевать.

Анатолий Локоть, член комиссии ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ. Фракция КПРФ

Я служил в рядах Советской Армии, поэтому у меня есть свое твердое мнение по данному вопросу.

Считаю, что за год армейской службы никакой солдат не освоит тот объем подготовки, который действительно позволит сделать из него настоящего бойца. Два года – это оптимальный срок, позволяющей овладеть военной специальностью. Если же допускать направление солдат-срочников в «горячие точки» в ситуации годичной службы, то из них будут готовить просто «пушечное мясо», обрекать на верную гибель.

Поэтому решение президента представляется мне опрометчивым. Вряд ли оно будет способствовать выполнению стоящих перед страной задач в области обороны и безопасности. Людские резервы у нас и так на вес золота. Государство же из нормальных человеческих побуждений должно заботиться о своих гражданах, в том числе о молодых людях, идущих служить по призыву.

Конечно, профессионалы-контрактники всегда будут предпочтительнее солдат-срочников с любым опытом военной подготовки. Это люди взрослые, ответственные, как правило, с опытом участия в боевых действиях. Тут еще важно учитывать, о каких боевых операциях идет речь. Если о контртеррористических операциях, то их проведение является прерогативой не армии, а внутренних войск.

Валерий Зубов, член комитета ГД по транспорту. Фракция «СР», губернатор Красноярского края (1993—1998)

Хотя сам я в свое время служил в армии, трудился в студенческих стройотрядах, служил в добровольных народных дружинах, я абсолютно не верю в возможность эффективного решения задач добровольцами и непрофессионалами. Исключение могу сделать лишь в пользу волонтеров, которые в разных ситуациях безвозмездно оказывают помощь, не подвергая при этом свою жизнь какому-либо риску.

Оказавшись в «горячих точках», призывники будут просто становиться там «пушечным мясом». И не имеет никакого значения, четыре месяца они занимались военной подготовкой, полгода или два года. Только профессионалы, профессиональная армия могут выполнять сегодня современные задачи, в особенности при ведении боевых операций. Мы хорошо можем представить себе по фильмам-боевикам, что из себя должен являть современный профессиональный солдат-пехотинец.

Евгений Тарло, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Тамбовская обл.)

Я вообще выступаю за увеличение срока службы хотя бы до полутора лет, но еще лучше вернуть прежние два года. Однако для этого службу в армии надо сделать престижной.

За один год, как бы нам этого не хотелось, невозможно подготовить нормального боеспособного бойца, который должен воевать в современных условиях, используя сверхточную военную технику последнего поколения. Тем более в армию мальчишки попадают абсолютно неподготовленными, физически неразвитыми: урок НВП в школах отменен, спортивных лагерей нет.

С увеличением же срока службы и число контрактников увеличится, поскольку многие долгой срочной службе будут предпочитать контракт – это выгоднее.

Что касается «горячих точек», то там, конечно, должны служить контрактники. Только в самых крайних случаях туда можно направлять призывников.

Асламбек Аслаханов, экс-сенатор. Президент «Ассоциации работников правоохранительных органов и спецслужб РФ» А.А. Аслаханова. Член ЕР

Призывники тоже могут служить в «горячих точках». Но, естественно, они должны быть соответствующе подготовлены, а не играть роль «пушечного мяса», как это было во время чеченского конфликта.

Считаю, что четырех месяцев на военную подготовку вполне достаточно, чтобы постичь азы для участия в боевых действиях. Тем более, если война и будет, то она уже будет в основном «кнопочной», а не автоматно-штыковой.

Слава Богу, пока предпосылок для начала вооруженных кампаний нет. Но мы должны всегда быть в боеготовности. Наши молодые люди, мужчины не должны расслабляться. Они обязаны держать себя в форме, для чего надо вернуться к сдаче в школах, в институтах норм ГТО. Сравнивая призывников моего поколения и современных, могу сказать однозначно: «Один ноль в нашу пользу». Мы приходили в армию крепкие, подтянутые, плечистые, а нынешние даже не знают, что такое отжимание и с какой стороны к турнику подойти, чтобы подтянуться. Да и с чувством патриотизма сегодня напряженно.

Одним словом, наши парни должны служить не для «галочки», а для Родины. И уж коль сократили срок армейской службы до года, на всякий случай надо сократить и срок военной подготовки.

Источник: Regions.Ru

15.02.2013