Памятник первому космонавту в мире Юрию Гагарину не будет перемещён с одноимённой площади в Москве на Лубянскую площадь, туда, где ранее стоял памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому. Так решила Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме. Ситуацию комментирует Евгений Тарло, член Совета Федерации.
(фрагмент программы «Грани недели»)
…В эфире программа «Грани недели». В студии – Владимир Кара-мурза. Продолжаем наш выпуск. Барометром общественных настроений выглядит периодически возникающий спор о том, чей монумент должен возвышаться в центре пустующей Лубянской площади. Репортаж Светланы Губановой.
С.ГУБАНОВА: «Памятник первому космонавту в мире Юрию Гагарину не будет перемещён с одноимённой площади в Москве на Лубянскую площадь, туда, где ранее стоял памятник основателю ВЧК Феликсу Дзержинскому», — так решила Комиссия по монументальному искусству при Мосгордуме, на своём заседании во вторник.
Комментирует Евгений Тарло, член Совета Федерации.
Е.ТАРЛО: Казалось бы, ну, достаточно, вроде бы, безобидный вопрос: что такое перенести памятник? Какой-то установить, который перенести? Кто-то требует поставить, возвратить Дзержинского на то место, где он стоял некоторое время. Некоторое время, не всегда. Кто-то требует перенести туда Гагарина с площади Гагарина.
Я думаю, что это неумно, неправильно. И очень опасная возня.
С.ГУБАНОВА: Памятник Дзержинскому на Лубянке демонтировали в 91-м защитники Белого Дома, которые праздновали победу над путчистами.
Бронзовый монумент был благополучно перенесён в другое место, в парк культуры на Крымском валу. Ходили слухи, что, когда скульптуру Дзержинского ставили на новый постамент, по его бронзовым щекам потекли слёзы: это произвела скопившаяся в глазных впадинах дождевая вода.
На протяжении нескольких лет не утихают споры о возможном восстановлении памятника на Лубянке. Серьёзные предложения о возврате памятника на его историческое место активно озвучивались ещё в 2009-м в стенах Госдумы. Тогда за возвращение памятника на прежнее место высказывались и депутаты КПРФ, ЛДПР и Московские власти.
Последний раз судьбу Лубянской площади Комиссия по монументальному искусству обсуждала в марте этого года. История снова повторяется. «Я бы обратно поставил памятник Дзержинскому», — заявил вдруг Церетели. По словам скульптора, ему нравится памятник Дзержинскому как произведение искусства. «Сама скульптура – произведение очень хорошее и активно вписывается в пространство Лубянской площади».
Комментирует Евгений ТАРЛО, член Совета Федерации.
Е.ТАРЛО: Я думаю, что эта тема подбрасывается специально людьми, которые хотят расшатать стабильность в нашем обществе. Понимаете, вот это копание в истории оно связано не с тем, чтобы люди более глубоко изучали нашу историю, которая подчас имела трагические страницы, ни с тем, чтобы найти какую-то историческую истину, а для того, чтобы переоценить какие-то факты, дать им новую трактовку. И через них взглянуть на современные.
С.ГУБАНОВА: Если говорить о личности самого Дзержинского, то у большинства российских политиков отношение к нему зачастую резко отрицательное.
Е.ТАРЛО: Да, это историческая личность. Но это кровавая личность. Это участник большевистского переворота. Поляк, выходец из Литвы, учившийся в семинарии, потом отказавшийся от Бога, и человек, на руках которого лично очень большое количество крови людей всех национальностей.
С.ГУБАНОВА: Сам факт того, что в России отсутствуют памятники на таких открытых местах, как Лубянка, — это отдельная тема, и тема, достойная сожаления.
Светлана Губанова, Андрей Плескунов, «RTVi», Москва…
С полной версией программы можно ознакомиться на сайте «Эхо Москвы»
05.2011