5 июня в московском метро произошел пожар — дважды загорелся один и тот же силовой кабель на перегоне между станциями «Охотный Ряд» и «Библиотека имени Ленина». Из подземки были эвакуированы несколько тысяч человек, а движение поездов было приостановлено на несколько часов.
В связи с происшествием прокуратура московского метрополитена организовала проверку соблюдения законодательства о транспортной безопасности. Как выяснилось, еще месяц назад надзорный орган выявил ряд нарушений и потребовал от руководства подземки устранить их. Проверка проводилась в связи с аналогичным инцидентом, произошедшим 5 мая между станциями «Выхино» и «Рязанский проспект». Тогда был объявлен выговор замначальника службы тоннельных сооружений ГУП «Московский метрополитен». Об этом сообщается на сайте столичной прокуратуры.
Газета «Известия» пишет, что сгоревший кабель давно пришел в негодность — его должны были заменить десять лет назад. По словам гендиректора холдинга «РусКабель» Александра Гусева, эксперта профильной рабочей группы Госдумы, еще в 2010 году в метрополитене собирали совещание по поводу создания системы мониторинга кабелей, но дело не сдвинулось с места. «Такие инциденты будут повторяться», — прогнозирует он.
Издание также отмечает, что система оповещения о ЧП сработала только у одного из операторов «большой тройки» — «Мегафона». У этой компании есть договор о сотрудничестве с региональным московским МЧС, которое дало распоряжение уведомить москвичей об аварии. Два других оператора — МТС и «Вымпелком» — работают по аналогичному договору, но с федеральным МЧС. А оно распоряжения информировать москвичей не дало.
Глава независимого профсоюза работников Московского метрополитена, бывший машинист Светлана Разина заявила в интервью «Московским новостям»: «ЧП с возгоранием произошло в том числе из-за того, что в метро сейчас недостаточно специалистов и обязанности часто возлагаются на рядовых сотрудников». По ее словам, во всех службах метро не хватает людей, специалисты увольняются из-за того, что на них возлагают дополнительные обязанности, за которые не доплачивают, профессионалов стали заменять на менее квалифицированных сотрудников. Машинистам увеличили смены с 6-7 до 8,5 часов и сократили перерывы, при этом на новых составах машинисты едут практически без подготовки. «На деле все их обучение ограничивается полуторачасовой лекцией, — рассказывает Разина. — После нее людей просто сажают в кабину, чтобы машинист понаблюдал за тем, как она устроена… Это продолжается всего пять дней».
Партия «Яблоко» распространила заявление, в котором ответственность за инцидент возложена на московские власти. «Начальник московского метрополитена Беседин допустил халатность по отношению к пассажирам при возникновении чрезвычайной ситуации на Сокольнической линии. Руководитель департамента региональной безопасности Майоров также несет ответственность за случившееся и тоже должен уйти в отставку», — говорится в заявлении.
В партии отмечают, что Сергей Собянин три недели назад отчитался о транспортной безопасности в метрополитене, заявив, что она обеспечена на самом высоком уровне. «При этом было еще заявлено, что именно на станции «Охотный Ряд» идет опытная эксплуатация пилотной зоны обеспечения безопасности в метрополитене», — обращает внимание лидер «Яблока» Сергей Митрохин. ЧП показало, что это был лишь самопиар, считают в партии. В заявлении также отмечается, что общий объем финансирования мероприятий по обеспечению безопасности населения на московском метрополитене за три последних года сократился больше чем в 10 раз.
Какие выводы необходимо сделать в связи с ЧП в московском метро? Кто несет за него ответственность? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.
Николай Харитонов, Председатель Комитета ГД по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Фракция КПРФ
Столичное метро является кровеносной системой Москвы, а сама Москва – это не только общественно-политический центр нашей страны: к ней приковано внимание всего мира.
Если граждане вследствие таких вот ЧП будут бояться ездить на метро, Москва просто встанет в пробках, и мы получим такой транспортный коллапс, которого не было еще ни в одной стране. Поэтому репутацией метро надо дорожить, следить за состоянием его систем в круглосуточном режиме, с подключением всех служб, которые там работают. Не зря же раньше метро считалось самым надежным видом транспорта. Там все должно быть отлажено как часы.
Я пока ничего не слышал о какой-либо серьезной нехватке в московском метро нужных специалистов. Но думаю, в ближайшее время этот вопрос будет рассмотрен на заседании профильного комитета палаты, и будет сделан соответствующий запрос.
В структуре метрополитена существуют целые подразделения по обеспечению безопасности, есть все необходимые приборы, индикаторы, показатели состояния техники: следите, контролируйте, проверяйте каждый участок.
Кто конкретно виновен во вчерашнем ЧП – в этом будут разбираться соответствующие силовые структуры. А я бы посоветовал руководству города, владельцам и акционерам предприятий, связанным с метрополитеном, не гнаться за прибылью, а больше внимания уделять его техническому состоянию.
Валерий Рязанский, Председатель Комитета СФ по соцполитике (Курская обл), депутат ГД 3,4 и 5 созывов, член «ЕР»
Совершенно очевидно, что виновато и должно отвечать руководство метрополитена. Оно обязано сделать выводы, чтобы в дальнейшем уберечь москвичей и гостей столицы от происшествий.
С другой стороны, как инженер, как человек, имевший отношение к эксплуатации сложных инженерных сооружений, могу с ответственностью заявить, что в работе таких больших высокотехнологичных энергетических систем избежать сбоев практически нереально. Мои слова подтверждает существующая теория вероятности, которая говорит, что стопроцентной гарантии не бывает, что различного рода ЧП возможны. Это, правда, не значит, что бдительность может быть снижена, что можно уйти от профилактических осмотров, работ. Совсем наоборот: технические сотрудники метро должны обращать серьезнейшее внимание, в том числе, на систему пожарной защиты подземки, на состояние кабельных сетей.
Мой отец железнодорожник. Я знаю, насколько это тяжелый труд – работа в этой сфере сопряжена с постоянной боевой готовностью. Метро же – это еще и стратегический объект, поэтому внимание у сотрудников подземки никогда не должно рассеиваться.
Евгений Тарло, Член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества (Тамбовская обл.)
Отвечать за случившее в метро должно Министерство транспорта и московские власти.
Метро должно работать так, чтобы люди на 100% были уверены в его безопасности, чтобы не боялись спускаться в подземку. Сегодня такой уровень безопасности не обеспечен. Следовательно, чем рыть все новые и новые линии метро во все новые и новые районы Новой Москвы, а к 2015 году планируется ввести в эксплуатацию еще 33 станции, надо провести реконструкцию уже существующих линий.
Новая Москва расширилась до Калуги. Так мы что, метро теперь до Калуги будем тянуть?! Зачем такие траты? Да и опасно это – тоннели же под землей. В новых же районах надо развивать систему скоростного трамвая – в тысячи раз дешевле и безопаснее. А то трамвайные рельсы повыкарчевывали, на их месте ларьков понаставили. Правда, в последнее время ларьки снесли, зато вместо них торговые центры пооткрывали – еще неизвестно, что лучше. И вообще, по большому счету, нужно наконец-то задуматься о концепции города: какой должна быть Москва, до каких пределов она будет раздуваться. Необходимо также менять логистическую систему транспортных схем, пересмотрев грузовые и пассажирские потоки. А то утром все едут в Москву, в бизнес-сити, что построили в центре вместо того, чтобы несколько «сити» поменьше по окраинам раскидать, а вечером – из Москвы. Вот и получается на дорогах постоянный коллапс и метро перегружено.
Конечно, расширение Москвы – это пища для строительных организаций. Так что теперь – всю страну в Москву засунуть и метро везде прорыть?! Не в том направлении движемся. Нужно было уже давно распределить столичные функции по стране. Что здесь делает Следственный комитет, причем, если учесть, что большая часть следователей приезжает в Москву из регионов? Следственный комитет работает же над преступлениями, совершаемыми по всей стране, поэтому он может находиться абсолютно в любой городе. Академию сельхознаук можно разместить в Тамбовской области в городе Мичуринск, который в начале 30-х годов переименовали из Козлова в честь ученого-селекционера Ивана Мичурина. Да и парламент надо убрать из Москвы: Госдуму расположит в центре России, к примеру, в Екатеринбурге – это будет показывать ее близость к народу, тесную с ним связь, а Совету Федерации отвести место, например, в Санкт-Петербурге. В наше время совсем необязательно, чтобы обе палаты находились вместе. Современные средства связи вполне могут покрывать расстояния: друг с другом, с министрами можно общаться в режиме видеоконференций.
Тогда и Москва разгрузится, и метро вздохнет свободнее – новые линии вообще не понадобятся. То есть думать надо над тем, чтобы в Москве было меньше чиновников и больше туристов.
Валерий Зубов, Член комитета ГД по транспорту. Фракция «СР», губернатор Красноярского края (1993—1998)
Ответственность за состояние дел в столичном метро несет руководство метрополитена и московская власть, которой метро подчиняется. Других вариантов здесь быть не может.
Слава Богу, что вчерашнее ЧП обошлось без жертв, хотя еще три человека, насколько мне известно, находятся в реанимации. Но представьте себе, сколько людей пострадало морально, испытало серьезный стресс. И это касается не только эвакуированных пассажиров, но и многих других москвичей, которые в результате стали бояться ездить на метро. К примеру, моя супруга вчера была вынуждена отказаться от поездки на метро из-за всей этой ситуации.
Считаю, что подобные ЧП следует рассматривать не с прокурорской точки зрения, хотя, конечно же, виновные должны понести всю меру ответственности. Как предотвратить такие ситуации – вот в чем проблема, которая носит и технологический, и экономический характер. ЧП в московском метро – это одно из звеньев общей деградации и обветшания всей российской инфраструктуры – метро, дорог, ЖКХ, связи, за исключением сотовой, производства в целом. Ведь предприятия, которые десятки лет работают без серьезной технологической реконструкции, производят продукцию, с помощью которой функционирует в том числе и метрополитен.
Стоит отметить, что на работу метрополитена выделяются немалые средства: сколько денег оседает в карманах тех, кто занимается их распределением? Уверен, что в немалой степени случаи, подобные вчерашней аварии, являются и следствием коррупции в России, которая не позволяет стране технологически развиваться.
Владимир Овсянников, Член Комитета Госдумы по обороне, первый заместитель руководителя фракции ЛДПР
Это ЧП в московском метро невольно напомнило мне о случае в станице Крыловской Краснодарского края, где недавно сгорел районный дом культуры. Произошло это несмотря на то, что и органы прокуратуры, и отделение нашей партии не раз предупреждали местных чиновников о недостаточной обеспеченности здания противопожарной системой.
Так и с московским метрополитеном: если бы соответствующие должностные лица своевременно и адекватно реагировали на указания, что дела с обеспечением безопасности метро находятся не в полном порядке, наверное, подобного ЧП не случилось бы. Скорее всего, основные его причины кроются в расхлябанности и безответственности чиновников, в их элементарной безалаберности, отсутствии у них чувства страха перед наказанием за свое бездействие и халатность. Максимум, что им сегодня может грозить за это – потеря рабочего места, меж тем как в сталинские годы за такие проступки просто расстреливали.
Что касается упреков партии «Яблоко» в адрес Сергея Собянина, то они вызывают, мягко говоря, недоумение и ощущение, что самопиаром занимаются как раз сами господа из «Яблока». Разве Собянин как мэр столицы должен лазать по тоннелям, проверять состояние проводки, щитов и т.д.? От кого Собянин получил доклад о ситуации с безопасностью московского метро? От тех же недобросовестных чиновников, которые пытались представить все таким образом, что переживать ни о чем не стоит, все находится в рабочем состоянии. Поэтому, конечно же, Сергею Семеновичу нужно сделать выводы по тем чиновникам, которые готовили этот доклад и упустили возможности устранить имеющиеся проблемы, не сработали на опережение. Они либо не совсем адекватно оценивают ситуацию, либо пытаются создать ложное представление о работоспособности такой сложнейшей и опасной в эксплуатации транспортной системы, какой является метрополитен.
Считаю, что в профсоюзе метрополитена обозначили очень серьезную проблему, которая связана с острой нехваткой учебных заведений, готовящих необходимых для работы в метро специалистов. Нам нужно срочно восстанавливать систему транспортных и технических колледжей и училищ, которая сегодня оказалась фактически разрушена. Необходимо где только можно, по всей стране искать грамотных специалистов, которые еще остались, чтобы возложить на них преподавательскую миссию по подготовке специалистов такого же, как и у них, высокого уровня.
Источник: regions.ru
07.06.2013