Евгений Тарло, сенатор, доктор юридических наук, профессор отвечает на вопросы корреспондента LexisNexis.
- Доктор Тарло, в рамках форума (Международный юридический форум, Санкт-Петербург – ред.) прошел круглый стол о верховенстве закона. Сейчас в России много говорят о верховенстве закона, однако при этом российские компании зачастую решают свои хозяйственные споры в Лондонском суде. Связано ли это с проблемой верховенства закона в России?
- Нужно сказать, что далеко не все компании ведут судебные разбирательства за рубежом. Пока речь идет о единичных, и как правило, о транснациональных компаниях, которые не являются собственно российскими. Они имеют акционеров, которые родились в России, но при этом часто являются гражданами других государств или имеют вид на жительство в Великобритании, Израиле, США и т.д.
Как правило, это крупные компании, торгующие нефтью. При этом речь обычно идет о трансграничных сделках, где прибыль обычно образуется за границей. Поэтому использование судов европейской юрисдикции, прежде всего, Стокгольмского арбитража, Парижского арбитража, — вполне объяснимо. Нередко сами споры возникают на территории этих стран. Расчеты ведутся на Лондонской или Нью-Йоркской биржах, и исполняются за рубежом.
Это еще связано с таким моментом, как трансфертное ценообразование, ведущее к занижению цен на территории России и получению основной прибыли за пределами Российской юрисдикции. Это, конечно, приводит к недополучению бюджетом России гигантских средств.
Наша правовая база сформировалась относительно недавно. Потрясения девяностых годов, отсутствие правовых норм и традиций правового оборота, отсутствие правового контроля со стороны государственных органов и приводило к таким противоестественным явлениям для экономики любой страны, когда местные компании переносят хозяйственные споры в другие страны. Но я думаю, что это временное явление, и через несколько лет это будет скорее исключение, чем правило.
- Какие, по Вашему мнению, шаги необходимо предпринять, чтобы верховенство закона восторжествовало в России?
- На мой взгляд, прежде всего, необходимо обеспечить соблюдение закона всеми государственными органами. Начинать нужно с органов государственной власти. Если наши органы государственной власти и управления, судебная система, правоохранительные органы, будут соблюдать закон в своей деятельности, то гражданам не останется ничего другого как тоже его соблюдать. Нарушение закона начинается с государственных органов. Это очень грустная и очень тяжелая констатация. Но это есть.
И еще: чтобы закон соблюдался, необходимо оздоровить моральную атмосферу общества, восстановить нормальные ценности: ценности труда, производства, взаимоотношения между людьми. Это создает базу для верховенства права и закона. Помню, я на первом курсе писал работу о взаимоотношении морали и права. Взаимоотношения морали и права похожи на сообщающиеся сосуды. Мораль составляет базу для права, но и право воздействует на мораль.
Моральные ценности и правовые ценности должны совпадать. И в тех случаях, когда правовые ценности не совпадают с общеправовыми моральными ценностями — это ложные правовые ценности. Общечеловеческая мораль выше, чем выстроенная система правовых ценностей, потому что это более короткий исторический период. В системе правовых ценностей большую долю занимает личностное влияние руководителя, конкретной общественной формации. Мораль, конечно, также исторична, но здесь мы говорим о тысячелетиях.
- Спасибо Вам большое.
Источник: блог LexisNexis
06.2011