Проблемы и перспективы формирования единого антикоррупционного правового пространства в Российской Федерации обсуждались в рамках парламентских слушаний, проведенных Комитетом СФ по конституционному законодательству.
Открыл парламентские слушания «Проблемы и перспективы формирования единого антикоррупционного правового пространства в Российской Федерации» заместитель Председателя Совета Федерации Юрий Воробьев.
В слушаниях приняли участие председатель Комитета СФ по конституционному законодательству Алексей Александров, члены Совета Федерации Валерий Федоров и Евгений Тарло, представители субъектов Федерации, Генпрокуратуры РФ, Министерства юстиции РФ
Выступление вице-спикера СФ Ю. Воробьева было посвящено механизмам построения единого антикоррупционного пространства в России, которое объединит все уровни властных и корпоративных структур, принимающих ключевые для населения решения.
В апреле нынешнего года, напомнил Ю. Воробьев, был издан указ Президента «О национальной стратегии противодействия коррупции и национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы». Вице-спикер СФ обратил внимание «на необходимость создания единых механизмов и правил борьбы с коррупцией на всех уровнях». Законы о борьбе с коррупцией приняты, по его словам, почти во всех субъектах Федерации, и сейчас следует решить задачу мониторинга их применения.
Один из важных аспектов – объединение усилий по противодействию коррупции как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, подчеркнул докладчик. Особое внимание в этой части должно быть уделено местному самоуправлению, считает замглавы верхней палаты парламента. В этой связи Ю. Воробьев сообщил, что Совет законодателей на заседании в июне рассмотрит вопрос о борьбе с коррупцией в субъектах РФ
Вице-спикер СФ отметил ведущуюся в Совете Федерации работу по борьбе с коррупцией в рамках специально созданной комиссии. Это не только законодательная деятельность, но и проведение мероприятий, стажировок и обучения госслужащих. Вся ведущаяся работа и поступающие новые предложения должны найти свое отражение в двухлетнем Плане Совета Федерации по противодействию коррупции, который будет приниматься в верхней палате парламента осенью текущего года
В заключение выступления Ю. Воробьев обратил внимание на то, что борьба с коррупцией ни в коем случае «не должна превращаться в борьбу с состоятельными и успешными людьми, с теми, кто стал человеком богатым благодаря своему труду и инициативности».
Как сообщил, в свою очередь, представитель Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ Александр Михалин, в минувшем году выявлено более 260 тысяч нарушений законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, что на четверть больше, чем в 2008 году. Более 35 тысяч должностных лиц были привлечены к дисциплинарной ответственности, 6 тысяч – к административной.
А. Михалин обратил внимание на то, что многие законы и нормативные акты содержат так называемые коррупционные факторы, которые дают «возможность принимать недобросовестные решения». Выявлено свыше 36 тысяч таких актов.
Он сделал акцент на значительное усиление борьбы с коррупцией в 2009 году. В значительной степени возросло количество выявленных коррупционных деяний и количество заведенных уголовных дел.
Представитель Управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры РФ высказал мнение о необходимости расширить перечень преступлений, по которым в качестве наказания предусматривается конфискация имущества.
На парламентских слушаниях выступил член Комитета СФ по конституционному законодательству Е. Тарло. Два года назад, напомнил он, все антикоррупционное законодательство России состояло из одной странички печатного текста, на которой умещалось несколько статей уголовного кодекса.
«После принятия Указа Президента РФ «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» было разработано и принято российское законодательство по противодействию коррупции, которое в настоящее время составляет по объему три увесистых тома документов и является мощной правовой базой, соответствующей всем основным международным требованиям по противодействию коррупции», – отметил сенатор.
В выступлениях участников слушаний, по мнению Е. Тарло, прозвучало немало дельных предложений. Например, поставлен вопрос об унификации правовых понятий в российском законодательстве и международных договорах. «Это очень важная и актуальная работа. Способствовать ее решению будет скорейшее принятие федеральных законов «О нормативных правовых актах Российской Федерации» и «О порядке принятия федеральных конституционных законов и федеральных законов», – считает парламентарий.
«Ряд предложений является спорным, – заметил Е. Тарло, комментируя итоги парламентских слушаний. – Например, отнесение к коррупционным некоторых статей УК РФ, таких как «нецелевое использование бюджетных средств» или «превышение служебных полномочий». Эти статьи являются самостоятельными, по своей фабуле не содержат коррупционного признака и относятся к другому роду правоотношений. Не могу согласиться и с Председателем Законодательного Собрания Калужской области Виктором Бабуриным, который полагает, что понятие, относящееся к семейному праву необходимо отнести к антикоррупционному законодательству. В частности, речь идет о подаче деклараций совершеннолетними детьми лиц, обязанных предоставлять декларации. Совершеннолетние лица самостоятельны и, как правило, имеют собственные источники дохода, проживают отдельно, их родители зачастую не имеют оснований и реальной возможности для принуждения своих детей к подаче деклараций».
«При введении понятия о конфискации имущества в качестве меры наказания в антикоррупционные статьи УК РФ следует учитывать, – отметил Е. Тарло, – что в международном праве под конфискацией понимается изъятие в доход государства имущества, полученного преступным путем, а в российском праве под конфискацией понимается изъятие всего имущества гражданина в доход государства, в том числе и законно приобретенного. Полагаю, что расширенное понятие конфискации не соответствует международным обязательствам России».
«Национальная стратегия противодействия коррупции предусматривает обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции. У меня есть конкретное предложение по реализации этого пункта. Думаю, что авторитетные общественные организации, такие как профсоюзы, объединения предпринимателей, профессиональные ассоциации и политические партии, могли бы самостоятельно в рамках своей уставной деятельности в защиту интересов своих членов проводить мониторинг состояния коррупции в государственных органах, организациях и отраслях экономики. О результатах мониторинга представители общественных организаций и партий могли бы доложить на парламентских слушаниях. Такая деятельность институтов гражданского общества способствовала бы взаимодействию государства и общества, созданию атмосферы нетерпимости к проявлению коррупции и выработке эффективных мер по противодействию коррупции», – подчеркнул Е. Тарло.
Участники парламентских слушаний высказались за принятие закона «Об антикоррупционном мониторинге правоприменительной деятельности», а также внесение ряда изменений в Уголовный кодекс. В частности, предлагается определить перечень преступлений, за которые следует конфисковывать имущество, уточнить статьи, касающиеся присвоения или растраты госимущества и превышения должностных полномочий.
В рекомендациях парламентских слушаний Правительству РФ предложено ускорить подписание нашей страной Конвенции Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию и Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций.
Источник: Парламентское обозрение
06.2010