Кто будет выбирать сенаторов?

Print Friendly

Законопроект о выборности сенаторов может быть внесен на рассмотрение Государственной думы сразу после принятия закона о прямых выборах губернаторов. Однако среди сенаторов нет единого мнения, как будет проходить сама процедура.

Вопрос о необходимости прямого голосования за каждого члена Совета Федерации поднимался в верхней палате парламента еще Сергеем Мироновым в 2007 году, однако соответствующий законопроект так и не был направлен в Государственную думу. Рабочая группа по подготовке документа была сформирована сразу после избрания на пост председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко. Сейчас работа над ним вступила в завершающую стадию.

Как рассказала журналистам 14 февраля председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко, законопроект может быть внесен на рассмотрение депутатов Госдумы сразу после принятия закона о выборах губернаторов.

«Мы предполагаем, что выборы сенаторов от органов исполнительной власти будут проходить одновременно с губернаторскими выборами», – отметила Матвиенко. По ее словам, предполагается, что сенаторы будут делегированы на тот срок, на который избран глава республики или региона, а также на срок работы парламента, от четырех до пяти лет, в зависимости от субъекта. «Тем самым это обеспечит «социальную защиту» сенаторов, они будут понимать, что избраны на определенный срок, и это придаст и стабильность их работе, а им – уверенности», – подчеркнула Валентина Матвиенко.

«Нужно сделать так, чтобы это не противоречило Конституции. Там есть свои нюансы. Но как только примут закон о выборах губернаторов, следом мы будем вносить закон о выборах сенаторов», – отметила глава Совета Федерации.

Между тем не все сенаторы считают: тот факт, что выборы будут проходить одновременно с губернаторскими, означает, что сенатор будет избираться именно в одной команде с главой региона. В рабочей группе по подготовке законопроекта высказываются разные мнения о том, как именно должны выбираться сенаторы. Подготовку законопроекта прокомментировал член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Евгений Тарло: «Когда люди голосуют за сенатора, который идет в команде губернатора, это может быть не совсем верно, поскольку люди выбирают прежде всего губернатора, а кто пройдет вместе с ним в Сенат – для них не так важно. Лично я предложил другую схему – по принципу того, как выбирают президентов в США. Есть вариант, когда сенаторов будут выбирать специальные коллегии выборщиков, в которые войдут представители от законодательной и исполнительной власти, представители региональных отделений политических партий и муниципальных образований, а также наиболее яркие представители общественности».

По мнению Евгения Тарло, такая форма выборов может быть более демократичной, чем непосредственно прямые выборы: «Когда люди голосуют за определенного кандидата, то они могут не очень хорошо его знать, и здесь может победить тот, кто более активно будет применять пиар-технологии, рекламу, тот, у кого больше «предвыборный фон». Между тем если сенаторов будут выбирать выборщики, то это поможет исключить попадание в Сенат случайных людей, ведь выборщики должны хорошо знать этого человека, доверять ему».

По словам Евгения Тарло, сейчас в Совете Федерации обсуждается множество различных моделей выборов сенаторов. Но большинство сходится в том, что сенаторы должны выбираться на определенный срок, и лишить их полномочий до окончания этого срока можно будет лишь за поступки, несовместимые с должностью сенатора, за доказанные преступления, за неисполнение своих служебных обязанностей. «А в настоящее время губернатор может сместить с должности сенатора от своего региона. Не понравились высказывания сенатора – тот может лишиться должности. Я считаю, что такой зависимости быть не должно. Все должно проходить в рамках взаимного уважения и сотрудничества».

Между тем, председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров считает, что у рабочей группы уже есть ясное представление о механизме выборов сенаторов: «Наш алгоритм заключается в следующем: кандидат в губернаторы подает в избирательную комиссию имена трех кандидатов на назначение в Совет Федерации. Это люди, которые, разрабатывают вместе с ним его программу, разделяют его позицию, его подходы к решению социальных и экономических задач, и они идут в связке в ходе всей избирательной кампании. К ним предъявляются специальные требования по работе в регионе и знанию его специфики, его проблем. Их имена присутствуют в избирательных бюллетенях рядом с именем претендента на губернаторский пост. Таким образом, избиратели голосуют как за кандидата в губернаторы, так и за тех, кто будет представлять исполнительную власть региона в Сенате. И тогда, в случае победы, губернатор делегирует одного из кандидатов в Совет Федерации.

Представитель же от Законодательного Собрания избирается новым составом регионального парламента из числа депутатов. Таким образом, мандат члена Совета Федерации от органа законодательной власти будет получен так же на основе волеизъявления избирателей».

Одним из первых, кто выступил с законодательной инициативой, предусматривающей выборы сенатора в одном списке с губернатором, еще в 2011 году, стал сенатор от Нижегородской области, заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Валерий Шнякин.

«Я считаю, что необходимо выбирать не только губернаторов, но и сенаторов. Губернатор должен подбирать профессионала, который бы лучше всего мог представить интересы региона в Совете Федерации, и избираться с ним в тандеме», – отметил Валерий Шнякин.

По его словам, нужно подумать над возможностью установления «президентского фильтра». Например, установить право выдвигать кандидатов на выборах или, наоборот, отклонять предложенные кандидатуры.

02.2012

Источник: Экспертный канал «ФедералПресс», Алексей Головенко